Кради как стратег

Самый фундаментальный подход к развитию, который вовсю использует человечество налево и направо, и делает это с огромным успехом, называется «повторение». Изобретение велосипедов как стратегия явно уступает по привлекательности стратегии эксплуатации уже изобретенных велосипедов.

 

Все конкурентные преимущества будут скопированы, говорит всегда Евгений Печёрин на авторском тренинге «Директор по развитию».

 

Следовательно — я делаю следующий практический вывод, вытекающий из этого, и который я формулирую как побудительную установку: «Копируй чужие конкурентные преимущества».

 

Посмотри, какие конкурентные преимущества у твоего соседа слева — и скопируй их. Посмотри, какие конкурентные преимущества у твоего соседа справа — и скопируй их тоже.

 

Я крайне уважаю Павла Дурова за его непримиримую моральную позицию. Вместе с тем, один момент в его деятельности меня всегда удивлял. Система «Вконтакте», которую он создал, в самом начале была почти калькой фейсбука, практически неотличимой визуально — вплоть до мелких подробностей интерфейса и даже цветов. Вы, возможно, не помните этого, но я помню. Фейсбук и «Вконтакте» вначале были просто братьями-близнецами, и разошлись в своем амплуа только позднее. Система Telegram является чуть менее визуально очевидной, но тоже явной последовательницей таких систем как WhatsApp и аналогичные.

 

«Кради как художник», мне кажется, есть такая книга. Я не знаю, о чем она, но название мне нравится.

 

Предполагаю, что скопировать подчистую невозможно: обязательно происходит переосмысление и развитие, «мутация», «творческий скачок».

 

Крылов украл басни у Эзопа. Пушкин взял сюжеты русских народных сказок у Арины Родионовны. СССР перевозил на советскую почву американские заводы. Римляне вроде бы завоевали греков — но затем, в свою очередь, были завоеваны культурой, наукой и философией этих вроде бы порабощенных греков. Россия переняла свои государственные институты у Золотой Орды.

 

Копирование — это основной инструмент цивилизации и культуры. «Копировать и вставить» — вот он фундаментальный принцип развития. Что такое печатный станок? Печатный станок есть инструмент массового производства копий. Что такое промышленный конвейер? То же самое.

 

Один предприниматель как-то поделился с нами своим секретом успеха. Хочешь быть первым в городе, сказал предприниматель — работай как лидеры в стране. А хочешь быть первым в стране — работай как мировые лидеры. Ничего не нужно изобретать, сказал предприниматель, просто перенимай. Но перенимай не у соседа по лестничной клетке, а у «передового отряда человечества».

 

«Догоняя, не перегнать», — утверждает профессор Александр Николаевич Сазанович. Если ты только и делаешь, что повторяешь пройденное, то ты ничего не создашь нового. Вместе с тем, если предположить, что Александр Николаевич в этом абсолютно и бесповоротно прав, то ведь тогда становится бесполезным, например, образование. Все-таки, скорее, если ты догоняешь «с отклонениями», если ты догоняешь «несовершенным образом», то, возможно, ты сможешь перегнать? (Если ты учишься на тройку, а не на пятерку, например!)

 

Особенно эффективно в этом отношении перенятие идей из других отраслей в свою — кросс-отраслевое опыление опытом. Известен хрестоматийный пример авиакомпании Southwest Airlines и автомобильных гонок «Формула-1». Для Southwest как и для любой авиакомпании — но для Southwest вдвойне, потому что они реализуют стратегию «лидерства по издержкам» — критически важным показателем является время нахождения самолета на земле. Чем оно ниже, чем самолет быстрее обслуживается и чем он, соответственно, быстрее поднимается назад в воздух — чем дольше времени самолет находится в воздухе, а не на земле — тем больше прибыли он генерирует. И для того, чтобы сократить цикл технического обслуживания самолета и время его нахождения на земле, Southwest адаптировали решения из гонок «Формула-1» — где, как известно, техобслуживание столь эффективно, что занимает в течение гонки считанные секунды.

 

Один из вопросов, который мы всегда задаем клиентам: «На кого из конкурентов и мировых лидеров вы ориентируетесь?». Надо бы еще задавать так же и такой вопрос: «Из каких смежных или даже и совсем не смежных отраслей вы могли бы адаптировать интересные неожиданные выигрышные решения?».

 

Были вчера на встрече с одной компанией. Они вырабатывают в настоящее время стратегию и стараются привлечь к этой задаче внешние силы, потому что обеспокоены, что «варятся в собственном соку» и, потому, возможно, пропускают какие-то важные тренды, возможности, точки зрения. Это очень хорошая идея с их стороны. Из нашего опыта, из нашей практики мы знаем, насколько эффективны могут быть подходы, привнесенные из других сфер деятельности (подходы к ценообразованию, подходы к маркетингу, подходы к обслуживанию — здесь многому есть чему поучиться и у B2B в отношении B2C, и у B2C в отношении B2B). Вовсе не трава зеленее по ту сторону забора. По ту сторону забора прогрессивнее «хитрости», знания, методы, подходы, с помощью которых люди «обрабатывают траву». Именно их и нужно там почерпнуть, именно эту «бациллу» там и следует «подцепить».

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
423
Войти
в библиотеку компании