Кратный рост: что это такое, и где его добывают

Ключевые возможности развития вашего бизнеса обитают не вовне, но внутри него.

 

Одно из культовых словечек в нашей компании — это словосочетание «кратный рост», введенное в управленческий оборот председателем совета директоров нашей компании, ведущим российским специалистом по бизнес-стратегии профессором Александром Николаевичем Сазановичем. Это устойчивое выражение нам так нравится, что мы его используем направо и налево, по поводу и без повода — и даже будем вставлять в наши рекламные постеры.

 

Вместе с тем по поводу этого словосочетания часто возникают прения. Некоторые избегают это понятие, посчитав, что кратный обязательно означает многократный. Но кратный ведь может означать и, например, полуторакратный, верно? Не только 1,5-кратный рост подпадает под то, что мы имеем в виду, но и 1,3-кратный, например, тоже. Но вот что точно не входит в круг явлений, описываемых данным понятием, так это стояние на месте, символический рост в 5–10% на уровне инфляции, в пределах погрешности.

 

Теперь немного о том, где брать этот пресловутый кратный рост. Да, безусловно, есть маркетинговый рост. Львиная доля всех стратегических идей, обсуждаемых на управленческих мероприятиях, организуемых нашей компанией, связана именно с маркетинговыми штучками, ходами, приемами, стратегиями. Выйти на такой-то рынок, предложить такой-то новый продукт или сервис и т. п. Да, конечно, подобные инициативы могут дать и дают кратный рост компаниям, но все же это лишь поверхностное, первоначальное понимание вопроса.

 

Настоящий кратный рост — это так называемый «рост на основе производительности» (productivity-based growth). Приведу простой пример из одного из наших проектов. Докладчик на стратегической сессии рассказал коллегам о своей бизнес-идее: оказывается, компания может тратить на логистику не 6 миллионов, а лишь 2 миллиона. Сэкономили 4 миллиона, получим дополнительные 4 миллиона прибыли, заключил рационализатор. Кратно снижая затраты на логистику, увеличиваем прибыль на эквивалентный объем. Отличная, прекрасная бизнес-идея.

 

Но в ходе дальнейшего обсуждения выявилось следующее. Оборачиваемость компании пятикратная. Дополнительная сумма «бесплатных» денег в размере 4 миллионов, оказывается, вложенная назад в бизнес и пять раз «обернувшаяся» за период, дает 20 миллионов дополнительной выручки. Маржа — 40%. Общая сумма дополнительной годовой прибыли — 8 миллионов.

 

Но и это еще не вполне подлинный «рост на основе производительности». Подлинный рост на основе производительности возникает тогда, когда мы, оптимизировав структуру затрат, назначаем цену существенно ниже конкурентов — и беспрепятственно захватываем рынки нашим дешевым продуктом, нашей «моделью Т», нашим «убером». Это голубая мечта любого предпринимателя.

 

Стратегия — это не только маркетинг. Фундаментальные источники кратного роста сокрыты внутри компаний, в экономике, в бизнес-привычках и управленческих предпосылках руководителей и сотрудников. Обсуждая и меняя их — вы меняете судьбу компании на рынках.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
766
Войти
в библиотеку компании