Кто заказчик стратегической сессии?

Настоящий разговор о стратегии — это вовсе не «исполнение заказа», но среда, в которой этот заказ рождается и формулируется.

 

«А кто является заказчиком стратегической сессии?», — обратились к нам вчера наши потенциальные клиенты. Имелось в виду: «технический» заказчик, конкретный руководитель бизнес-подразделения с потребностью в данной форме управленческой работы — или генеральный директор и собственник компании в целом, санкционирующий выделение на эту работу ресурсов?

 

В компании царит ужасная, «кощеевская» иерархия. Компания работает более 20-ти лет, пережила все кризисы, является образцовым предприятием своей отрасли, собственник компании за руку здоровается с Путиным и является «своим парнем» в государствообразующих отраслях страны, откуда происходит основной в настоящее время поток заказов. Но этот поток заказов иссякает — и нужно что-то делать, менять подход. Но руководство держит своих сотрудников, даже ключевых руководителей, фактически «за детей», пренебрегает их мнениями и представлениями, считая, что знает всю правду о жизни само. А компания в это время стагнирует и угасает.

 

И мы ответили нашему потенциальному клиенту — наш заказчик каждый!

 

Кто является собственником в рыночной экономике? Собственником в рыночной экономике является каждый! Мы все, каждый из нас, владеем тем или иным ресурсом, той или иной ценностью, тем или иным активом — трудом, капиталом, землей, предпринимательским замыслом, продуктом или услугой. И мы все, каждый из нас, продаем свой актив на рынке — за зарплату, за процент, за арендную ставку, за долю в прибыли, за цену или тариф. Мы все, независимо от того, кто мы, находимся в равных условиях — каждый из нас изо всех сил пытается продать свой актив подороже в конкурентной среде рынка.

 

И поэтому мы все равны. Мы находимся лишь в отношениях купли-продажи друг с другом, как бы ни назывались наши должности. Мы не хозяева и не рабы, не феодалы и не вассалы, но продавцы и покупатели активов на рынке — трудовом, рынке капитала, земли, идей и технологий, продуктов и услуг.

 

Я не верю в структуры, в иерархию, во власть. С моей точки зрения это лишь предрассудки. Я верю в радикальную свободу каждого человека. И правильно подготовленная и проведенная стратегическая сессия — это обращение к этой свободе человека.

 

Давайте — условно — в первую минуту первого дня стратегической сессии — распустим все наши структуры, закроем все наши компании, распродадим активы или рассуем их как-то по карманам — все, мы никто никому друг другу больше ничего не должны. Мы просто частные лица, конкретные ивановы иваны ивановичи и петровы марии кузьмичны, собравшиеся на данном клочке действительности для разговора. И вопрос звучит так: есть ли у нас совместные возможности? И если у нас есть совместные возможности — этого достаточно! Если у нас есть совместные возможности — значит у нас есть повод для разговора. Если у нас есть совместные возможности — значит у нас есть стратегия.

 

Идея о том, что у стратегической сессии, у разговора о стратегии есть или должен быть «заказчик», предполагает, что на стратегической сессии кто-то «подминает» своим мнением других, что на стратегической сессии чье-то мнение главнее прочих.

 

Но смысл нашего метода, «разговора о возможностях», который мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» практикуем и проповедуем — это диалог. А в диалоге никто никого не подминает. Потому, что, если в диалоге кто-то кого-то подминает — это означает, что это плохо организованный диалог. У диалога нет заказчика. Диалог — не является исполнением заранее сформулированного заказа. Диалог есть обмен равноправными мнениями. Диалог — необходимым образом, сущностно, силой того, что он собой представляет — выводит вас в полноправное соприкосновение, а не в предписательно-исполнительное соприкосновение с другой точкой зрения.

 

Именно в этом сила диалога. Именно в этом моменте равноправия — в котором и благодаря которому рождаются ответственность, решительность, добрая воля, поступки, преобразования, инновации, кратный рост и прибыль.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
224
Войти
в библиотеку компании