Куда потратить «лишние» 10 миллионов?

Как сделать так, чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно растраченные капиталы и годы жизни?

 

Люблю задавать людям вопрос: на что бы вы потратили, куда бы инвестировали «лишний миллион» (рублей/долларов)? Слышишь интереснейшие ответы на этот вопрос, упоминания различных коммерческих, инвестиционных и просто человеческих ценностей и устремлений. А на что бы вы использовали «лишний» — восьмой — день в неделю? Тоже слышишь в ответ на это различные жизненные альтернативы, мечтания, чаяния.

 

В «теории решения изобретательских задач» (ТРИЗ) есть такой метод творческого мышления: как бы вы решали ту или иную задачу, над которой бьетесь, если бы в вашем распоряжении были все возможности человечества? Как бы вы действовали, если бы у вас не было ограничения в ресурсах? Как это ни странно, нахождение ответа на этот вопрос проливает свет и на вопрос о том, как действовать и при имеющихся ресурсных ограничениях — или даже без ресурсов вовсе.

 

Недавно знакомый предприниматель, получив кредитную линию в банке, задался практическим вопросом: куда инвестировать дополнительные 10 миллионов в своем бизнесе? Купить ли новое оборудование? Расширить ли розничное присутствие компании? Провести ли масштабную рекламную кампанию? Нанять ли новый персонал? Что из этого нужно делать в самую первую очередь? До этого компания нашего знакомого изнывала под ограничениями, а теперь появился небольшой дополнительный ресурсик — как же следует им распорядиться?

 

Чтобы решить этот вопрос, предприниматель созывает стратегическую сессию, на которой будет рассмотрен и всесторонне командно продуман целый спектр альтернативных возможностей развития его бизнеса. И он очень верно поступает: правильно подготовленная и проведенная стратегическая сессия позволит предпринимателю и его команде выйти на самые «хлебные», самые «урожайные» бизнес-действия и бизнес-злодействия.

 

Но я скажу больше. Правильно организованная стратегическая сессия позволит предпринимателю выйти не просто на самые перспективные, но, в первую очередь, на безынвестиционные возможности развития бизнеса. В компаниях как правило есть целые «заводи» подобных возможностей — хитростей, приемов, ходов, решений, «хаков» — которые систематически упускаются из виду и не принимаются во внимание. Эти крайне перспективные «зернышки» новой жизни компании основаны не на том, что видит, знает и может «полководец», но на том, что видят, знают и могут сотрудники компании, люди. Зачастую эти микро-инновации вовсе и не требуют никаких вложений: именно поэтому отдача на их реализацию бьет все нормы и рекорды.

 

Именно подобные сверхрентабельные ближние возможности должны лечь в ядро стратегии развития компании.

 

Слышали ли вы выражение «ресурсное проклятие»? Это такое понятие в экономике, явление, состояние — состояние обладания ресурсами, «ресурсный зуд» — который заставляет страну/предприятие/человека выбирать неэффективные, ресурсоемкие стратегии развития. Получил инвестиционные ресурсы для развития бизнеса — и от этого, в определенном смысле, тебе может стать только хуже. Навыбираешь на величину этих ресурсов неэффективные стратегии, упустив при этом из внимания стратегии сверхэффективные, не требующие инвестиций — и будешь потом годами расхлебывать и рвать себе волосы на голове.

 

По поводу «лишних» 10 миллионов у меня такой контринтуитивный совет их обладателю: положите их в резерв. Вообще их не тратьте и не инвестируйте.

 

Древнеримский стратег Вегеций возвел создание резервов в краеугольный принцип стратегии. Гораздо лучше иметь дополнительные запасы резервов, чем излишне расширять свою линию фронта, считал он.

 

Данная рекомендация особенно важна в наш век непредсказуемости и неопределенности. Резервы дают шансы воспользоваться незапланированными возможностями, которые неизбежно будут возникать на твоем пути. Резервы дают шансы успешно справиться с непредвиденными неудачами и сложностями — которые еще неизбежнее будут возникать на твоем пути.

 

На первый взгляд можно было бы подумать, что мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» практикуем революционный подход к принятию решений, опровергающий устои здравого смысла. На деле наш подход к принятию решений — сверхконсервативный. Мы ультраконсерваторы. Есть ресурсы — законсервируй. И спи спокойно — развивайся спокойно за счет безресурсных стратегий.

 

(Вообще, консервация ресурсов безумно актуальна в нашем стремительно разогревающемся мире — в котором со страшной скоростью исчезают тропические леса, биологические виды, озоновый слой, да еще и, впридачу, добрые отношения между народами. Это «мировая» стратегия не только для предприятия, но и для человечества.)

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
379
Войти
в библиотеку компании