Методика личного развития от известного профессора стратегического менеджмента

Как себя вести по отношению к непредсказуемой внешней среде.

 

Одной из фундаментальных проблем развития в любых контекстах является проблема неопределенности. «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи». «Лучшие планы мышей и людей часто идут вкривь и вкось». Слишком часто те предпосылки, на которых выстроены наши планы, опровергаются внезапными изменениями ситуации — экономическими, политическими, а теперь стало очевидно, что еще и эпидемиологическими — и, несмотря на то, что мы «хотели как лучше», у нас «получается как всегда».

 

Известный специалист по стратегии профессор Колумбийского университета Рита Макграт опубликовала в прошлом году книгу Seeing Around Corners («Заглядывая за углы»), в которой предложила набор методов, позволяющих предвосхитить «переломные моменты» — брекзиты, падения берлинских стен, рыночные спады, смены бизнес-моделей и т. п. Она говорит, что подобные переломные моменты, подобные «черные лебеди» назревают в тех или иных отраслях, ареалах, аренах соперничества за те или иные ресурсы в результате действия таких трендов как:

  1. изменение «пула ресурсов», за который осуществляется соперничество;
  1. изменение соперников;
  1. изменение ситуации, в которой осуществляется соперничество;
  1. вымещение одной потребности другой потребностью или уменьшение ресурсов, доступных для удовлетворения потребности;
  1. и т. д.

 

Специалист призывает «ловить» революционные преобразования не тогда, когда они уже на 100% произошли — но на этапе их вызревания, на 80%-ном подступе к ним. Необходимо заранее для себя определить, что есть тот 80%-ный порог, предваряющий то или иное возможное событие — и начинать действовать, когда этот порог оказывается пройден.

 

Наибольшее впечатление на меня лично произвела последняя глава в книге, где автор применяет свою теорию не к бизнесу, не к организационной жизни, но к обычной человеческой жизни и карьере. Автор выдвигает ряд общеупотребительных рекомендаций для любого человека — как нам действовать, чтобы «оседлать» шквал изменений, а не быть их случайной жертвой.

  1. Окружите себя разнообразными людьми. Равно как организации извлекают пользу из разнообразных точек зрения, стремитесь «вращаться» в самых различных сферах и кругах. Не замыкайтесь в привычном составе друзей и знакомых.
  1. Изыскивайте негативную обратную связь. Критически важно заметить в себе те привычки, повадки, довлеющие предпосылки, которые не видны вам самому, но могут быть усмотрены только со стороны. Сформируйте «персональный совет директоров» из состава тех людей, кто важен для вашего успеха, и регулярно изыскивайте от них обратную связь о том, что, по их мнению, является препятствием для вашего успеха.
  1. Покиньте здание и «беседуйте с будущим». Не будет никаких прозрений в тех местах, где вы уже по сто раз бывали, там, где проводите львиную долю своего времени. Посетите конференцию по незнакомой вам теме, присоединитесь к научному семинару в университете, вступите в клуб — ходите нехожеными тропами.
  1. Сформулируйте сценарии и опережающие индикаторы. «Если вам понятно ваше будущее, значит вы не бросаете самому себе вызова». Каковы ключевые точки неопределенности в вашей жизни, к каким сценариям, внезапным событиям нужно приготовиться?
  1. Делайте портфельную карьеру. Те, кто добивается успеха, как правило приобретают самые различные навыки и демонстрируют способность разбираться со сферами, лежащими за пределами их зоны комфорта. Примите на себя риск оказаться слегка некомпетентным — изучайте новое.
  1. «Химичьте». Объединяйте разединенное. Различные точки зрения на вещи, различные линии развития событий иногда «сходятся» и на их «стыке» возникают новые сферы деятельности и предприятия.
  1. Создавайте для себя опционы. Часто люди застревают в своих личных ситуациях, потому что боятся сделать большой шаг и пойти на большой риск. Делайте маленькие шаги. Приобретение новых навыков и способностей не означает, что вы обрываете связь со всем прежним. Экспериментируйте.
  1. Мыслите исходными результатами, а не должностными позициями. Многие замыкаются в единственном карьерном пути, который для себя видят. «Мне нужно стать директором по маркетингу». Но зачем вам занимать какую-то конкретную позицию? Что если этого «зачем» можно достичь и другими путями?
  1. Напишите статью о самом себе из будущего. Мысленно перенеситесь на 15 лет вперед и напишите о себе и своей деятельности хвалебный очерк, как если бы он был опубликован в популярной газете или журнале. Каких позитивных изменений вы добились в своей избранной сфере деятельности? Представьте грандиозный успех и опишите свой личный стиль, благодаря которому вы его добились: на что вы решились, как вы себя вели, к чему стремились, кем себя окружили?

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
277
Войти
в библиотеку компании