«Нам нужно быстрее проводить стратегическую сессию, на подготовку нет времени…»

Многим руководителям, исходя из здравого управленческого смысла, кажется, что стратегическая сессия есть нечто, подготовка к чему не может и не должна занимать много времени. Зачем тратить время себя и сотрудников, ходить вокруг да около, корпеть и потеть — когда нужно «скорей делать», быстрее собираться и принимать решения? Зачем зря переводить ресурсы на подготовку и зря коптить атмосферу, ведь стратегическая сессия — это не «правильные ответы на экзамене», а достижение договоренности о том, что мы как команда будем делать и «куда бежать»?

 

Когда люди узнают о том, что наша технология проведения стратегической сессии требует как минимум трех-четырех недель на подготовку этого совещания, многие удивляются и выражают явный скепсис по поводу необходимости такой длительной подготовки. Руководители понимают, что их компании нужно проводить стратегическую сессию, но при этом им кажется, что это уже нужно делать поскорее, на подготовку нечего терять время.

 

Плюс ко всему, руководителям зачастую жалко тратить время своих сотрудников на эту подготовку. Они не хотят ни «отвлекаться» сами, ни «отвлекать» своих сотрудников на этот процесс. Дескать, сотрудники компании и так устали, у них и так много работы, сезон на дворе и прочее.

 

И из общих соображений сложно спорить с подобным ходом рассуждения. Это кажется вполне приемлемым, здравым, рациональным управленческим поворотом мысли.

 

Вместе с тем, обладая тем опытом проведения стратегических сессий, которым обладаем мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития», хочется в ответ на это спросить у руководителей — а какой вы хотите получить результат от стратегической сессии?

 

Ведь вы проводите стратегическую сессию не ради галочки, а ради того, чтобы получить какой-то результат!

 

Во всех учебниках менеджмента и маркетинга, на многих курсах говорится о значимости внутренних коммуникаций, о значимости «внутреннего маркетинга», о том, что критически важно не просто принимать решения и отдавать приказы, но и «упаковывать» и «продавать» эти решения и приказы сотрудникам. Можно, конечно, «сэкономить время» и не тратить больших усилий на данную «продажу» — но это дорого вам обойдется впоследствии. Это может вылиться в нереализацию задуманного.

 

Можно ли воспитать ребенка, урезав время на игру и увеличив время на учебу?

 

Не надо урезать время на игру! Дело в том, что это не просто игра, а это развитие, это познание мира. Подготовка к стратегической сессии — это не «бирюльки», это интенсивнейший внутренний индивидуальный интеллектуальный и духовный процесс, протекающей в голове и сердце каждого участника предстоящего мероприятия. Люди в рамках этого процесса не зубрят уравнения — они исследуют и открывают новые месторождения выручки и прибыли вашей компании. Если вы хотите добра своей компании, не экономьте на времени, которое ваши сотрудники потратят на данное развитие и познание. Это окупится сторицей.

 

Комплекс мероприятий по подготовке стратегической сессии, перемежающий групповые встречи и индивидуальную работу. Он включает следующие мероприятия (см. схему).

 

Этапы подготовки и проведения корпоративной стратегической сессии

Схема. Этапы подготовки и проведения корпоративной стратегической сессии

 

Формирование «ТЗ на стратегию». На данном этапе проводятся встречи с учредителем (учредителями) для того, чтобы создать исходный набор «стратегических ограничителей» для развития компании. Это «задание планки»: учредитель должен обозначить отметку, до которой компания не может не дойти к определенному сроку.

 

Управленческое интервьюирование — формирование лонг-листа бизнес-идей. Затем проводится серия индивидуальных интервью со всеми ключевыми сотрудниками компании, в процессе которых люди отвечают на вопросы и высказывают все те идеи, которые они видят «на поверхности» и «под поверхностью», и которые могут сообщить компании кратное приращение ее деятельности.

 

Специальный семинар «Низко висящие плоды». В случае, если по итогам интервьюирования наблюдается нехватка высказанных идей — что бывает крайне редко — следует провести специальный семинар по стимулированию стратегического воображения участников. В нашем исполнении в практике РКГ «Стратегии устойчивого развития» мы проводим семинар «Низко висящие плоды», на котором обсуждаем основные модели стратегического менеджмента, такие как «модель 12-ти стратегий» профессора Сазановича или «модель потерянного рынка» Кеничи Омае. По итогам данного семинара точно рождается много идей, но — парадоксальным образом — если можно обойтись без этого семинара, мы рекомендуем его не проводить. Дело в том, что услышанные на занятии идеи и стратегии являются заимствованными. Самыми ценными — «управленческим золотом» — являются те идеи, которые люди самостоятельно высказали на индивидуальных интервью. Это наиболее жизнеспособные, наиболее потенциально прибыльные реальные возможности, на которых и следует строить стратегию.

 

Формирование шорт-листа бизнес-идей. Из длинного лонг-листа всех зафиксированных возможностей необходимо выбрать 10-15 идей для обсуждения на стратегической сессии и назначить по ним ответственных докладчиков из числа участников стратегической сессии.

 

Формирование технических заданий на проведение точечных стратегических исследований и подготовку докладов. По каждой отобранной в шорт-лист бизнес-идее для докладчика по этой идее необходимо написать короткое «техническое задание», или перечень вопросов, на которые ему стоит найти ответы, чтобы квалифицированно донести данную бизнес-идею для своих коллег на предстоящей стратегической сессии. Что ему нужно поискать в интернете? Что спросить в бухгалтерии? Стоит ли ему позвонить паре клиентов или поставщиков?

 

Вводный инструктаж по подготовке докладов. В данной точке развития событий следует встретиться с группой докладчиков будущей стратегической сессии, выдать им «технические задания» и ответить на их вопросы.

 

Подготовка докладов. На протяжении следующих нескольких недель необходимо плотно взаимодействовать с каждым докладчиком, в ручном режиме помогая ему собрать информацию по своей теме и наиболее убедительно ее упаковать в доклад на стратегическую сессию.

 

Специальный инструктаж по методике работы. Если это необходимо за день-два до самой стратегической сессии, или утром перед стратегической сессией можно провести подробный инструктаж всех участников по методике работы на стратегической сессии.

 

И наконец — собственно стратегическая сессия. Это венец всего процесса. Сама стратегическая сессия — это «прожитые по регламенту» совместно проведенные два дня, в рамках которых заслушиваются и оцениваются все рассматриваемые бизнес-идеи, формулируется стратегия, и намечаются первые действия по ее реализации. Сама стратегическая сессия — это малая толика, «верхушка айсберга», «вишенка на торте». Все самое главное происходит, вся «магия» происходит и задается именно в процессе подготовки.

 

Не жалейте времени на подготовку стратегической сессии! Быстрее придете к своим целям! Тише едешь — дальше будешь. А поспешишь — людей насмешишь. Ведь самый длинный путь — это путь напрямик. А терпеливые унаследуют землю, ибо их есть царствие действительных возможностей.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии? Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу «Директор по развитию»:

https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
453
Войти
в библиотеку компании