Негативная действительность как источник эффективных стратегических решений

Управление фактами есть основная валюта оперативно-тактического уровня управления. Стратегический же уровень управления обязан идти дальше фактов и заниматься так называемыми «отрицательными фактами». Для стратегии то, что не имеет места в действительности, по крайней мере так же важно, как то, что имеет.

 

Известный советский гуру менеджмента Георгий Петрович Щедровицкий рассказывал в своих знаменитых лекциях «Организация, руководство и управление» одну удивительную историю. Во время войны Лондону, погибающему под непрерывными авианалетами, критически не хватало зенитных пушек для обороны города. И тут один из генералов выяснил, что торговые корабли, оказывается, экипированы зенитными орудиями. Генерал поинтересовался, сколько самолетов противника было сбито данными пушками на кораблях за весь период войны. Оказалось, что ни одного! В то время как под Лондоном каждая зенитная пушка нарасхват, и каждая непрерывно сбивает самолет за самолетом. И генерал приказал переставить пушки с кораблей в предместья Лондона.

 

Количество сбитых самолетов противника точно увеличилось. Но при этом корабли перестали доходить до места назначения! Оставшись без зенитных орудий, они оказались абсолютно беззащитны перед бомбардировками. (Ранее самолеты противника оставляли их в покое, т. к. торговые конвои не представляли собой особо ценной военной цели. Однако, потеряв какую-либо возможность авиаотпора в принципе, торговые корабли превратились в fair game, в легкую добычу.)

 

Прекрасное новейшее издание нашумевшего «оргуправленческого» курса лекций Г. П. Щедровицкого было выпущено Студией Артемия Лебедева несколько лет назад. Издание уже не купить в магазине, но, тем не менее, привожу ссылку на него (вдруг вам удастся отыскать): https://www.artlebedev.ru/izdal/orgupravlencheskoe-myshlenie/

 

Вопрос, который формулирует мыслитель в связи с рассказанной историей, звучит так: как измерить то, чего не произошло? Мы прекрасно умеем учесть при принятии решений факты. Но как учесть при принятии решений отсутствие фактов? Как учесть корабли, которые дошли в порт назначения благодаря вроде бы простаивающим зенитным орудиям? Как учесть потери, которые были предотвращены благодаря вроде бы неиспользуемому оборудованию? Как управленцы мы все умеем эффективно работать с реальностью. Но как работать с тем, что не имеет места в реальности?

 

Именно в этом состоит вызов, стоящий перед стратегическим управлением.

 

В своей последней статье один из отцов-основоположников «аджайла» Джефф Сазерленд (с соавторами) показал, что ключевым инструментом развития является так называемая «таксономия возможностей». Это исчерпывающий перечень того, что компания еще не делает, систематизированный список всех возможных поводов для проектного вмешательства в бизнес, «взгляд из будущего», который может включать сотни точек развития в компании.

 

Джефф Сазерленд предлагает свою «таксономию» в качестве альтернативы организационной структуре. Можно строить компанию вокруг специализации по знаниям и технологиям — это организационная структура, это «специалисты по фактам». «Таксономия возможностей» — это строительство компании вокруг возможностей, это деятельность, ориентированная на «отсутствие фактов», на то, чего еще не воплощено в реальности.

 

Ссылка на статью Сазерленда и соавторов в HBR-Россия: https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-personalom/776124

 

Игорь Седов, опытный управленец и экономист, у которого за профессиональными плечами ряд отраслей и компаний, говорит очень интересную вещь по поводу продаж. Важно не то, сколько ты заключил контрактов, говорит этот продвинутый и просвещенный управленец. Важно то, сколько контрактов ты не заключил. И почему ты их не заключил. Для развития важно знание не фактов, а вот этих «отрицательных фактов», «негативной действительности» — того, что не произошло, и причин, по которым это не произошло.

 

Как известно, темная материя не видна, но при этом составляет 95% массы Вселенной. Если вы ориентируетесь только на видимую материю, вы фундаментальным образом заблуждаетесь по поводу природы мироздания. То же самое справедливо и в области менеджмента. Именно соприкосновение с «потусторонней» реальностью «негативных фактов» — дает вам возможность управлять и развивать реальность «посюстороннюю», реальность действительно имеющих место фактов. Необходимо уйти из дома, чтобы вернуться домой. Необходимо отойти от картины, чтобы увидеть и оценить ее целиком.

 

Какие возможности вы упускаете в своей стратегии? Какие непроизошедшие события вы недоучитываете? Какую потенциальную действительность игнорируете? Какие отрицательные факты вы недоанализируете и недопринимаете в расчет? На что несуществующее вам нужно обратить пристальное внимание — чтобы эффективно управлять существующим? Вот такой «менеджмент в эпоху постправды», если угодно.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии?

Подпишитесь на нашу рассылку

Присоединяйтесь к сообществу «Директор по развитию» в фейсбуке: директорпоразвитию.рф

Присоединяйтесь к Telegram-каналу «Директор по развитию»: https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
348
Войти
в библиотеку компании