Не знаешь, что делать? Повысь скорость работы в ущерб ее качеству

Если в вашей жизни есть «важное несрочное», вы не правы. Важное несрочное нужно сделать срочным. Во всех сферах жизни наступил полный «аджайл»: даже в Госдуме! А одна компания подняла с помощью «аджайла» производительность в пять раз просто «на ровном месте». Не знаешь, что делать? Повысь скорость работы в ущерб ее качеству. Таково евангелие современности.

 

Одну из недавних проведенных нами стратегических сессий открыло первое лицо компании-клиента с на первый взгляд достаточно аморфным выступлением о «повышении важности сроков». В рамках этого выступления собственник и генеральный директор компании рассказал участникам известные им факты о том, как компания систематически срывает сроки при разработке и выводе новых продуктов на рынок. Он подчеркнул, что компания излишне увлечена перфекционизмом, и если бы, сказал директор, мы чуть-чуть снизили важность качества и чуть-чуть повысили важность сроков, то наступило бы «самое то» — компания смогла бы работать, развиваться, выводить инновации на рынок значительно более эффективно.

 

Стивен Кови учил, что нам следует заниматься «важным несрочным». А здесь руководитель компании вышел и заявил о том, что, мол, мы слишком долго делаем это самое «важное несрочное», что нужно повышать срочность «важного несрочного»!

 

Методология гибкого проектирования «аджайл» («Скрам») захватила умы. «Инструменты быстрой проверки продуктовых гипотез» правят бал. Эрик Рис, автор книги «Бережливый стартап» по-началу наверное не подозревал, какой муравейник он разворошил, предложив осуществлять быстрый вывод на рынок промежуточных версий с целью получения обратной связи от потенциальных клиентов.

 

Госдума, съязвил мой коллега, есть виртуозный коллектив практиков, работающих по методологии «аджайл». Они могут проводить мастер-классы о том, как быстро-быстро делать полуфабрикат и скорей-скорей выводить его на рынок.

 

Компания «Гугл» ввела принцип непрерывной бета-версии — принцип непрерывного полуфабриката, вечной незавершенки. «Сбербанк», мне кажется, некоторое время назад хвастался, что осуществляет 40 тысяч изменений своей информационной системы в год — одновременно пригорюнившись, что кто-то из Силиконовой долины, по-моему, Amazon, делает 10 тысяч изменений в день.

 

Мир резко девальвировал качество исполнения в пользу увеличения скорости исполнения. «Время деньги», — гласит английская народная поговорка. Раджан Сури в своей одноименной книге убедительно продемонстрировал, что именно быстрореагирующее производство (quick-response manufacturing, QRM) позволяет за счет скорости — экономить деньги. Если мы делаем вещи быстро, затраты не успевают за это время произойти! Справедливым будет так же предположить, что скорость позволяет в определенном смысле обеспечить и качество — потому что продукт быстро подстраивается под (меняющиеся) требования клиента. (Скорость позволяет «наделать количество», а количество, как метко сморозил Гегель, «переходит в качество».) Скорость, таким образом, превращается в единый критерий всего, в «меру всех вещей». Знаменитый «проектный треугольник» — качество–сроки–стоимость — по всей видимости «схлопывается» до «проектной точки», состоящей просто из сроков. Святая проектная троица на поверку вдруг оказалась святой проектной единицей. 

 

Одна наша знакомая компания, перейдя с традиционного метода работы на «аджайл», подняла производительность в пять раз! Коллеги и бывшие партнеры компании не могут в это поверить, когда им об этом говорят.

 

Мой отец любит говорить, что «последний процент задачи» — это самое главное. Как себя чувствует человек, перепрыгнувший пропасть на 99%? Путешествие в тысячу миль заканчивается последним шагом — и именно он самый главный, ибо без него ресурс был потрачен впустую! Но современная философия работы говорит прямо противоположное. По всем законам мироздания, 20% усилий приносит 80% результата. Потрать 20% усилий, получи 80% результата, говорит современный подход — и забудь про оставшиеся 20% результата, они никому не нужны.

 

Думаете, это все к вам не относится — к вашей компании и к вашей отрасли? Подождите, пока на ваш рынок не выйдет новый конкурент с подобной сверхсердитой бизнес-моделью, основанной на скорости. Тогда вы — бьюсь об заклад — заговорите по-другому.

 

Перфекционист в моей душе возмущен и оскорблен данным состоянием дел. С внутренней болью возвращаюсь мыслью к выступлению нашего клиента на стратегической сессии. С благоговейным ужасом вспоминаю разговор с коллегами, многократно поднявшими производительность компании с помощью «аджайл». Мы, перфекционисты, вымираем как динозавры: наши дни сочтены. Это отвратительно, но, к сожалению, повышение важности сроков в ущерб качеству точно работает и точно приносит результаты.

 

Да и, если честно, разве Стивен Кови, когда он говорил о «важном несрочном», не имел в виду примерно это же? Мы откладываем «важное несрочное» в долгий ящик — а нужно его скорее делать, пусть и «с горем пополам», но делать, а не откладывать.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии?

Присоединяйтесь к сообществу «Директор по развитию» в фейсбуке: директорпоразвитию.рф

Присоединяйтесь к Telegram-каналу «Директор по развитию»: https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
415
Войти
в библиотеку компании