Нытики, скептики и пессимисты как важнейший бизнес-ресурс

Ни в коем случае не принимайте решения в бизнесе самостоятельно. Получится ерунда, строительство замков на песке. Лучше перепоручите выработку своей бизнес-стратегии Бабе-яге. И дайте ей нытиков, скептиков и пессимистов в команду.

 

Алан Лафли и Роджер Мартин, родоначальники подхода к выработке стратегии, который они окрестили «Игрой на победу» и опубликовали в одноименной книге («Манн, Иванов и Фербер», 2014), отводят в процессе выработки стратегии важное место такой фигуре как скептик. Именно скептику они поручают оценку стратегических альтернатив. Если рассматриваемая стратегическая возможность развития получила одобрение не просто от своего апологета, но от корпоративного скептика, то ее точно следует делать.

 

Мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» на стратегических сессиях, которые готовим и проводим для наших клиентов, всегда назначаем Бабу-ягу. Это важнейшая роль в обсуждении — роль критика, задача которого «камня на камне» не оставить от любой самой светлой стратегической затеи своих коллег.

 

Один наш клиент — и по жизни ярко выраженная Баба-яга, которая «всегда против». Несмотря на свою несговорчивость и присущую ему «вредность» этот человек был весьма успешным генеральным директором: за годы его управления компания кратно выросла на своих рынках и вышла на новые. Он успешно руководил, пока коллеги-соучредители все-таки не сняли его с должности за его несносный характер. Но обратите внимание, что сняли его вовсе не за плохие результаты, но именно за плохой характер!

 

Есть фундаментальная проблема с легковерными и легкими на подъем оптимистами: оптимисты губят бизнес. А консервативные пессимисты, «негативщики», которые «наступают на горло песне» — оберегают и лелеют бизнес. Экономика должна быть не только экономной. Возможно, она так же должна быть пессимистичной. Ведь оптимистичный настрой вовсе не способствует экономии, но наоборот расточительству.

 

Один наш западный коллега хочет преобразовать отрасль финансовых инвестиций, т. к. видит, что в ней слишком много «жизнерадостного полета», blue-sky thinking, слишком много позитивного мышления, которое приводит к катастрофам. Наш коллега хочет отбирать инвестиционные проекты не по их преимуществам и перспективам — как это делается всегда и везде — но по их недостаткам. Он предлагает искать не жемчужины, а отсеивать шлак. И инвестировать только в то, что прошло сквозь «горнило» подобного безжалостного процесса.

 

Еще один наш коллега возвел во главу угла и превратил во всеобъемлющую стратегию «антихрупкость». «Антихрупкость», если вы еще не слышали такого слова, есть термин (и одноименный бестселлер) известного автора Нассима Талеба, православного ливанца и нью-йоркского финансиста, который в разгар финансового кризиса 2008 года, когда рухнули в пропасть все и вся, заработал целое состояние. Секрет состоит в намеренном производстве ошибок. Отсутствие ошибок, страх перед ошибками — это «хрупкость». Необходимо непрерывно производить маленькие ошибки — чтобы избежать одной большой катастрофы.

 

Ваши достижения в бизнесе, уважаемый читатель, вам слишком дорого даются. Вы переплачиваете за свои приобретения. Вы переинвестируете в ваши проекты. Вы слишком оптимистично настроены. Вас вот-вот растопчут, проглочут и выплюнут ваши конкуренты. Вы компания-динозавр, и дни ваши сочтены.

 

Почему нытики, скептики, пессимисты так важны для вас? Потому что они скажут вам эту горькую правду. Потому что они не будут потворствовать вашим опрометчивым идеям и великим замыслам. Потому что они снизят хрупкость вашей стратегии и повысят ее антихрупкость. Потому что они сохранят ваши деньги. Потому что вместо «журавлей в небе» они заставят вас спуститься на землю и найти «журавлей в руках». Потому что они повысят качество ваших бизнес-идей и бизнес-стратегий. Абсолютно необходимо допустить этих неприятных персонажей к процессу принятия решения, и сделать это дисциплинированно и технологично.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
865
Войти
в библиотеку компании