Обратная сторона медали: что нужно знать о «минусах» стратегической сессии

Технология подготовки и проведения стратегической сессии притягивает внимание большого количества компаний. Действительно, работающие технологии сегодня на вес золота. Вместе с тем, думающие управленцы прекрасно понимают, что технология — это всего лишь дополнение, надстройка к сильной управленческой воле. Для того, чтобы компания начала получать новые результаты, сотрудники компании должны начать действовать иначе.

 

Мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» выполнили около ста проектов подготовки и проведения стратегических сессий, поэтому можем откровенно рассказать об «оборотной стороне медали» или о «минусах» стратегической сессии, вернее, о тех вызовах, с которыми компания сталкивается после этого мероприятия.

 

Как это обычно происходит, каждая технология несёт положительные и отрицательные следствия. Именно баланс этих следствий создаёт у заказчика технологии понимание и убеждённость, что технологию стоит использовать.

 

О положительных следствиях стратегической сессии мы много писали.

 

Давайте поговорим теперь и об обратной стороне медали стратегической сессии.

 

Во-первых, стратегическая сессия требует от компании начинать действовать иначе, не так как ДО стратегической сессии. Самое «дурное» что можно сделать — это вложиться интеллектуально, ресурсно и эмоционально в подготовку и проведение стратегической сессии и … ничего не делать по её итогам. Дело в том, что соблазн сделать именно так есть — система краткосрочного бизнес-образования серьёзно нас к этому подталкивает. Компании, которые заказывают краткосрочные тренинги для своей компании, в большинстве своём ничего не предпринимают по итогам тренинга. Как будто участники тренинга должны для себя что-то решить самостоятельно и на своём рабочем месте должны начать это применять. Рассчитывать на это не следует — единицы людей начинают что-то делать по результатам краткосрочных тренингов. Да, люди прекрасно проводят время, отличные отзывы, но по итогам ничего не происходит.

 

Стратегическая сессия очень требовательна к продолжению терпеливой управленческой работы. В определённом смысле, стратегическая сессия — это только начало формирования новых привычек в компании. В частности, мы написали статью о том, как организационно закрепить успех по итогам стратегической сессии, её можно прочитать здесь: http://стратегическаясессия.рф/как-организационно-закрепить-успех,-достигнутый-на-стратегической-сессии

 

Во-вторых, стратегическая сессия явным образом формирует группу людей, ярко проявляющих себя в отношении развития компании. Не менее ярко проявляют себя и люди, которые НЕ хотят участвовать в развитии компании, в некотором смысле эти люди хотят, чтобы их никто не трогал и дал им просто «спокойно работать» (= не предъявлял никаких новых требований, не спрашивал ни о каких новых идеях, не привлекал ни к каким проектам). Очень большая проблема состоит в том, что часто во вторую группу («не хочу ни в чём участвовать») попадают заслуженные сотрудники компании. В этом — большое разочарование для собственника и директора — и многие собственники к этому не готовы. Всё время они думали, что их приближённые люди — думают также, как собственник и готовы «в огонь и в воду» за собственника и за компанию. Оказывается, что это не так, и это серьёзный удар для собственника.

 

С другой стороны, каждая стратегическая сессия позволяет определить также и группу людей, с первого взгляда на которых и не скажешь, что они обладают потенциалом к развитию выше среднего. Но это всегда происходит. «Да знаю я своих людей! Ленивые, безынициативные, ничего им не нужно, сидят на окладах и никуда не хотят двигаться!» — такие фразы мы слышим от собственников регулярно. Но хотим разочаровать: вы мало что знаете о своих сотрудниках, потому что вы обращаетесь к ним только по текущим вопросам, а систематически по вопросам развития и привлечения их к ключевым решениям в вашей компании вы к ним не обращаетесь (конечно, зачем обращаться, если я знаю, что они ленивые и неповоротливые).

 

В-третьих, стратегическая сессия ориентирована на рассмотрение по единой технологии всех идей о развитии компании, которые выносятся на стратегическую сессию, включая идеи собственника. Как это не странно, но зачастую идеи собственника оказываются не в «первом эшелоне» для реализации, хотя собственник на старте стратегической сессии думает совершенно иначе: он думает, что идеи в его голове — это самое главное, чем нужно заниматься, и никаких других первоочередных идей не существует. Оказывается, что существуют и другие идеи, которые собственник с высоты своего положения не замечает. Именно эти идеи, находящиеся в тени, и приводят компанию к прибыли. А вот некоторые идеи собственника — наполеоновские планы — уводят компанию от прибыли. Для амбициозных собственников, привыкших отдавать распоряжения и слушать только себя, эта мысль может показаться крайне некомфортной.

 

Однако мы хотим успокоить собственников. Положительным фактом является то, что идеи, действительно победившие на стратегической сессии (первый эшелон идей, открывающий настоящие залежи прибыли) — по поводу этих идей у всей компании уже есть согласие и решимость их выполнять, людей не нужно ни в чём убеждать, они сами себя уже во всём убедили.

 

Фактически, когда мы говорим о «минусах» стратегической сессии, когда мы честно об этом рассказываем, то имеем в виду следующий тезис: «Компании хотят меняться, но при этом не хотят ничего менять». Подробно мы рассказали об этом в своей статье: http://стратегическаясессия.рф/почему-сотрудники-с-удовольствием-говорят-о-необходимости-перемен-в-компании,-но-при-этом-не-хотят-ничего-менять

 

Дело в том, что мы по-настоящему заинтересованы в появлении кратных результатов в бизнесах наших клиентов. Но по-честному говорим: если вы проведёте стратегическую сессию, но при этом продолжите действовать также, как вы всегда действовали (не в косметическом плане, а сущностно!), то в вашем бизнесе вы можете рассчитывать только на косметическое изменение результатов.

 

Вы хотели кратных результатов, а получили весьма скромные результаты в виде увеличения финансовых показателей на 5-10-15%? Спросите себя, действительно ли вы реализовали значительные изменения в своих бизнес-процессах? Вы точно подвергли скептическому и пристальному пересмотру сложившиеся в вашей компании бизнес-привычки? Или, по большому счёту, всё в вашей компании осталось по-прежнему?

 

Евгений Печёрин

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии? Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу «Директор по развитию»:

https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
424
Войти
в библиотеку компании