Особая стратегическая роль руководителей среднего звена

Существует власть начальника над подчиненным. А существует власть подчиненного над начальником. И у кого над кем больше власти — еще большой вопрос. Особенно, когда речь заходит не о тривиальных поручениях, а о стратегических задачах. Особенно, если речь идет не просто о специалистах, а о руководителях среднего звена. У них — особая организационная миссия.

 

Продолжая тему, заданную несколькими предыдущими материалами, сегодня хотелось поговорить о конкретных механизмах, с помощью которых руководители среднего звена оказывают стратегическое влияние на организации. Руководители среднего звена отнюдь не являются безвольными «акакиями акакиевичами», простыми исполнителями воли высшего руководства. Именно руководители среднего звена являются «опорой» высшего руководства, являются теми «скрепами», которые согласуют приоритеты высшего руководства с реальностью. И контроль в этой связке отнюдь не является «односторонним».

 

Два американских специалиста Флойд и Вулдридж описывают в своем исследования четыре формы стратегического влияния, оказываемого средним менеджментом. Они включают в себя две формы влияния, «направленного вверх»: синтезирование информации и продвижение инициатив, а также две формы влияния, «направленного вниз»: фасилитация адаптивности и реализация выработанной стратегии.

 

Синтезирование информации

 

Руководители среднего звена имеют дело с различными внешними и внутренними силами, со «слабыми сигналами», с размытой и противоречивой информацией о происходящем. Именно руководители среднего звена «синтезируют информацию» для высшего руководства, помогают ему разобраться с тем, что происходит, «задают рамки» для интерпретации высшим руководством той ситуации, в которой находится организация. В силу этого, средние менеджеры напрямую влияют на «стратегическую повестку» и приоритеты организации.

 

Продвижение инициатив

 

Руководители среднего звена ищут новые возможности, выдвигают и обосновывают инициативы. От них ожидается, что они будут «приносить на блюдечке с голубой каемкой» предложения о проектах развития. В данной роли руководители среднего звена напрямую задают стратегические направления развития своей организации.

 

Фасилитация изменений

 

В рамках своей «фасилитационной» роли менеджеры среднего звена обязаны создавать стимулирующую организационную среду для инноваций и появления новых предложений в своих подведомственных подразделениях. Они отвечают за обучение, развитие и реакцию своих подразделений на изменения внешней среды. Именно в их власти поддержать или не поддержать рождающиеся инициативы, найти или не найти ресурсы для их реализации, стимулировать или не стимулировать творческое мышление и активность.

 

Реализация выработанной стратегии

 

В качестве реализаторов официальной выработанной стратегии организации менеджеры среднего звена облечены властью осуществлять воздействия на организацию. Именно они осуществляют мониторинг и контроль реализации стратегии. Именно они преобразуют цели в действия.

 

* * *

 

Таким образом, заключают исследователи, средний менеджмент имеет возможность влиять на стратегический процесс на всех его этапах, «добавляя» в него инновационное, «дивергентное» мышление. Руководители среднего звена «продают» инновационные предложения сотрудников топ-менеджменту. Руководители среднего звена «продают» официальную выработанную стратегию топ-менеджмента исполнителям и руководителям «первой линии». У руководителей среднего звена — масштабная дипломатическая роль и функция, и высокий уровень влияния на происходящее.

 

Почему же подобная ситуация имеет место? Дело в том, что природа стратегических преобразований вовсе не представляет собой реализацию потока рациональных решений высшего руководства. В действительности стратегические преобразования носят «эмерджентный», «спонтанный» характер: они рождаются из того «супа» инициатив, который «бурлит» оперативных уровнях управления. Инициативы оперативного уровня «конкурируют» за внимание и ресурсы высшего руководства, которое фактически «выбирает стратегию из меню», принесенного им руководителями среднего звена. Именно средний уровень управления вплотную взаимодействует с силами внешней среды, такими как жалобы клиентов, запросы на новые продукты и т. д. Именно они обладают уникальным пониманием действительных возможностей и невозможностей организации. Именно они, в связи с этим, могут предложить по-настоящему «дивергентные» инициативы.

 

Проблема заключается еще и в том, что высшее руководство чересчур прочно связано с официальной стратегией организации, и потому с меньшей вероятностью будет предлагать нечто инновационное и отличное от «линии партии». Как это ни странно, именно у руководителей среднего звена в большей степени «развязаны руки» для инновационных инициатив.

 

Особый вес уникальному пониманию и взгляду руководителей среднего звена на ситуацию и предлагаемым ими инициативам придают «пересечение границ», взаимодействие с внешними контрагентами и организациями, а также высокое разнообразие деятельности.

 

Оригинальное исследование: Floyd, S. W., & Wooldridge, B. (1997). Middle Management’s Strategic Influence and Organizational Performance. Journal of Management Studies, 34(3), 465–485. http://doi.org/10.1111/1467-6486.00059

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии?

Подпишитесь на нашу рассылку

Присоединяйтесь к сообществу «Директор по развитию» в фейсбуке: директорпоразвитию.рф

Присоединяйтесь к Telegram-каналу «Директор по развитию»: https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
436
Войти
в библиотеку компании