Открыто говорите с сотрудниками о прибыли, иначе в компании не будет прибыли

На одном из недавних тренингов «Директор по развитию» ко мне подошла девушка-предприниматель и робко спросила, как ей начать говорить со своими сотрудниками о прибыли? Ведь если начать говорить о прибыли, сотрудники сразу же узнают размер этой прибыли и сразу же сравнят её с величиной своей заработной платы, будут возмущаться, уволятся.

 

В общем, сама мысль о вероятности такого разговора с сотрудниками, причем разговора не единовременного, а регулярного, на постоянной основе, приводила девушку-предпринимателя в ужас. «Может быть, не о прибыли с ними говорить? Может быть, о каких-то других условных единицах? Закрытых проектах, довольных клиентах, количестве рекомендаций?» — не унималась моя собеседница.

 

По поводу состоявшегося разговора и других подобных разговоров хочется сказать следующее.

 

Прибыль — это главная цель, ради которой существует бизнес. Эта цель прописана в Уставе юридического лица. В том числе и некоммерческого юридического лица, потому что именно прибыль НКО направляет на свою уставную деятельность — что заработало, то и направляет. Если у компании нет или недостаточно прибыли, то компания становится вредным, токсичным элементом бизнес-среды. Компания должна добавлять ценность в обществе, а не растрачивать эту ценность.

 

Собственники компаний стесняются говорить с сотрудниками о прибыли, и этот случай с девушкой-предпринимателем далеко не единичный. Собственники полагают, что, узнав о прибыли, сотрудники начнут завидовать собственнику, обсуждать этот вопрос за его / её спиной. Зачастую такая ситуация происходит в небольших компаниях, в которых собственник — такой же сотрудник, день и ночь трудится вместе со своими коллегами над общими задачами.

 

Всё это так, риски и опасения собственника понятны.

 

Но есть вопрос: а на какие деньги компания поднималась на своём рынке? На какие деньги приобреталось первое имущество? На какие деньги компания ведёт свой маркетинг? На какие деньги компания начинает делать что-то новое, делает эксперименты? На какие деньги компания обучается, покупает книги, участвует в выставках? Где компания будет брать деньги, чтобы выплатить заработную плату сотрудникам, когда текущих доходов будет не хватать? Источник всего этого — прибыль.

 

Прибыль — это не способ обогащения собственника. Прибыль — это фактически единственно доступный для компании источник развития!

 

Говорят, что прибыль — это плата предпринимателю за риск. Когда бизнес начинался, никто не знал точно, когда появится положительный денежный поток — когда расходы начнут как минимум покрываться поступлениями. И предприниматель как-то решал эти вопросы. Точно в каждом бизнесе были периоды, когда предприниматель находился перед очень сложным выбором — вести его бизнес дальше без всяких гарантий на успех, либо ему закрыть свой бизнес и вернуть в спокойный привычный и тёплый найм? Выбор, который предприниматель сделал в тот момент, предопределил текущее состояние его бизнеса. Это сильнейший стресс, и лишь единицы сотрудников могут по-настоящему понять и почувствовать это состояние собственника.

 

Когда я слышу, что прибыль в бизнесе не главное, а главное это удовлетворение клиентов, великолепный продукт / услуга или «ценность, которую ты приносишь в мир», мне так и хочется сказать: вы что, серьёзно? Вы точно в это верите? Какую ценность в мир вы можете принести, о каком удовлетворении клиентов можно говорить, если ваша компания убыточна или едва сводит концы с концами? Только прибыльная компания несёт настоящую ценность в мир, только прибыльная компания может быть по-настоящему интересна её клиентам! Только прибыльная компания может быть по-настоящему интересна её сотрудникам!

 

По моему глубокому убеждению именно разговор о прибыли должен быть главной темой обсуждения в компании. Как мы можем увеличить прибыль нашей компании? Как я лично — конкретный сотрудник — могу увеличить прибыль нашей компании? Где мы теряем прибыль уже сейчас? Что нам нужно перестать делать, чтобы перестать терять прибыль? Что нам нужно начать делать прямо сейчас — не затратно, а хитро, чтобы наша прибыль увеличилась? Что нам принципиально нужно начать делать по-другому, иначе, не так как раньше, чтобы наша компания была более прибыльной?

 

Если каждый сотрудник компании не озадачен этими или подобными вопросами, то лично у меня большой вопрос — а какими тогда вопросами он озадачен? Чем он занят в моей компании, если не решением эти вопросов?

 

Да, разговор о прибыли — это не самый простой разговор. Как только этот разговор начинается, выясняется вдруг много интересного. Самая распространённая реакция в обобщённом виде может выглядеть так: «А с какой стати я должен отвечать за прибыль или вообще даже думать о прибыли? Я ведь делаю вот этот участок работы, и есть те, кто делают работу до меня, и есть те, кто делают работу после меня; может быть они пусть отвечают?». И в рамках этого разговора вдруг выясняется, что компания уже долгое время плывёт с балластом на борту, и этот балласт хорошо устроился.

 

Мы заметили так же, что компании, отрицающие прибыль как главную тему для разговора со своими сотрудниками — влачат жалкое существование. Хотя и надувают от важности щёки.

 

При этом компании, которые сердито и религиозно ориентированы на прибыль — они прекрасно себя чувствуют. Быстро и без сентиментов расправляются со всем, что мешает зарабатывать прибыль или съедает прибыль. И у таких компаний есть деньги на развитие отношений с клиентами, у них есть деньги на благотворительность, на тестирование новы прорывных идей.

 

Прибыльные компанию сеют в мир добро, которое, вообще-то тоже стоит денег. И это добро нужно откуда-то профинансировать.

 

Наша настоятельная рекомендация: начните говорить в своей компании о прибыли — узнаете много чего интересного. Возможно даже у вас появится сразу же несколько идей как эту прибыль увеличить. И присмотритесь внимательно к противникам разговора о прибыли, эти наблюдения могут быть очень интересными!

 

 

Кстати, лучший формат разговора с сотрудниками о прибыли — это возможностная стратегическая сессия. Если хотите — прибыле-образующая и прибыле-формирующая стратегическая сессия.

 

Хотите больше узнать об этом уникальном инструменте? Скачайте сборник «Стратегические сессии, которые работают» в разделе «Библиотека компании» или приходите на тренинг «Директор по развитию 2.0 — Смыслы и Инструменты», где мы подробно всё разбираем. Ознакомиться с условиями участия и получить комплект тематических материалов вы можете, если предварительно зарегистрируетесь: https://sdstrategy.timepad.ru/events/future/

 

Евгений Печёрин

Войти в библиотеку компании
261
Войти
в библиотеку компании