Отраслевая ассоциация 2.0 — превратиться в цифровую платформу или умереть

Отраслевые ассоциации — особенно ассоциации товаропроизводителей на B2B-рынках — обладают уникальной возможностью по усилению своих рыночных и общественных позиций в новой цифровой действительности. Они могут оседлать готовящуюся «вторую волну» платформизации. Но осознают ли это сами отраслевые объединения, или они прочно остались в XX веке в своих идеях и повадках?

 

Наш одиозный тезис относится к отраслевым ассоциациям, а не к отдельным компаниям. Не отдельные компании, но именно ассоциации — либо превратятся в цифровые платформы, либо сгинут в пучину. Неплатформенные модели ведения бизнеса продолжат существовать; неплатформенные модели отраслевого ассоциирования — нет.

 

Мы как специалисты по проведению стратегических сессий, стратегических разговоров прекрасно знаем, насколько трудно любым участникам любых организационных форм договориться и обрести единую цель. Участникам отраслевых ассоциаций это еще труднее — вдвойне или втройне. Они зачастую общаются между собой натянуто, если не ярко выраженным враждебным образом, их интересы зачастую противоположны.

 

Некоторое время назад мы написали небольшую зарисовку о том, насколько непростую организационную задачу решают отраслевые ассоциации и объединения: http://стратегическаясессия.рф/трагедия-отраслевых-объединений,-или-апокалипсис-сегодня

 

При этом необходимо помнить, что отраслевые ассоциации отнюдь не являются естественными монополиями. Отраслевые и профессиональные ассоциации сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны многих поставщиков услуг и иных форм взаимодействия. Если тот сервис, который отраслевые ассоциации предоставляют, окажется неконкурентоспособным, они легко потеряют тот рынок, тот сегмент общественных потребностей, который они обслуживают. Более того, многие ассоциации в принципе уже сейчас не имеют ресурсов для развития именно из-за конкуренции, из-за своего фрагментированного и ограниченного охвата соответствующих отраслей, из-за того, что ключевые игроки в отрасли не являются их членами.

 

Особо серьезным новым видом конкуренции для традиционных отраслевых ассоциаций выступает такая форма надорганизационного объединения бизнеса как цифровые платформы. Потребительские рынки уже захвачены платформами: «Уберами», «Алибабами», «Букингами» и «Яндекс-маркетами». Этот же самый процесс со всех сторон сейчас обступает и промышленные рынки: надвигается «вторая волна» преобразований. Ассоциации B2B-производителей вовсе не могут игнорировать процесс цифровизации и «уберизации». Слишком информационно полезны платформы, чтобы они не могли не появиться везде, где только возможно. Слишком они «дешевы в эксплуатации», слишком они уместны в новое цифровое время, пронизанное горизонтальными связями и непрерывным информационным обменом.

 

Но при этом следует отдавать отчет, что идущая платформизация рынков создает для ассоциаций не только сплошную беспросветную угрозу, но дает им новую надежду и новую большую возможность. Однако, необходимо успевать ей воспользоваться. Те ассоциации, которые сделают это первыми, приобретут уникальные позиции на своих рынках, займут прочное положение.

 

С нашей точки зрения, одним из главных ограничений текущей модели деятельности многих отраслевых объединений является излишняя замкнутость на своих членов, на производителей отрасли. Ассоциации считают себя некоммерческими образованиями и действуют соответствующим образом. Они мало и плохо взаимодействуют с внешним окружением отрасли, в частности с клиентами отрасли. Что делает отраслевые объединения особо «хрупкими», особо подверженными упущенным, не замеченным вовремя внешним изменениям. Ассоциации должны всерьез задуматься о том, как именно и чем именно они создают ценность для отраслевых заказчиков.

 

Ключевая ценность, которую могут создать отраслевые ассоциации — это облегчение сотрудничества между производителями и покупателями отрасли через стандартизацию. Именно «фасилитация взаимодействия» есть миссия любой отраслевой ассоциации, и примеры здесь бесконечны. Что это означает в текущих условиях? В текущих условиях это означает, что отраслевым ассоциациям нужно превращаться в цифровую платформу — в независимый институт предварительной аттестации и верификации участников отрасли и их продукции. Смысл текущих трендов на многих рынках состоит в том, что возникает внешний демократический институт оценки, который позволяет систематизировать предлагаемую на рынке продукцию (будь то туристические поездки, услуги дизайнера, помещения в аренду и т. д.) по критериям, которые рассматривает для себя клиент — и предложить клиенту широкую «рыночную полку» того, что он ищет, организованную по этим критериям — не «рыночную полку товаров», а «рыночную полку свойств продукции». Платформа содержит не просто «аптеки», но «аптеки в радиусе 500 метров, открытые в настоящий момент времени» — и выдает пользователю, клиенту десятки вариантов. Платформа предлагает не просто продукцию отдельных брендов, но целый класс аналогов, удовлетворяющих критериям, искомым свойствам, которые нужны клиенту.

 

В подавляющем большинстве случаев данной информационной революцией на рынках руководят стартапы, «варяги», люди, которые приходят в отрасль извне и подобным образом преобразуют ее — к ужасу всех традиционных участников. Но нужно понимать, что слабое звено этих пришлых революционеров — в отсутствии доступа к информации и опыта в отрасли. Особенно на B2B-рынках! А ведь платформа, «рыночная полка свойств продукции» требует прежде всего и именно этого — доступа к информации об участниках. И угадайте у кого здесь громадная «фора» перед всеми остальными потенциальными соперниками? У кого привилегированный доступ к информации об участникам отрасли и их продукции?

 

Правильно, у существующих отраслевых ассоциаций! Именно у них есть ключевой информационный и организационный ресурс для того, чтобы выступить лидером платформизации своего рынка, создать этот независимый институт верификации участников отрасли и их продукции, сформировать эту «рыночную полку свойств продукции», сделать это «единое платформенное окно», создающее громадную информационную ценность для клиентов отрасли.

 

Таких возможностей для «поимки жар-птицы» и захвата лидерства в новой экономике нет, наверное, больше ни у кого. Именно отраслевые ассоциации имеют все ключи к будущему. Но осознают ли это они? Либо они начнут это осознавать, либо их место под солнцем займут другие игроки, другие ассоциации, другие организационные конструкции.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии?

Подпишитесь на нашу рассылку

Присоединяйтесь к сообществу «Директор по развитию» в фейсбуке: директорпоразвитию.рф

Присоединяйтесь к Telegram-каналу «Директор по развитию»: https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
356
Войти
в библиотеку компании