О компании Boeing, авиаконцерне «Сухом» и советской атомной промышленности

Замалчивать истинные причины трагедий — это сеять зерна будущих катастроф.

 

На прошедшем недавно международном авиашоу в парижском аэропорту Ле-Бурже Airbus заметно обошла своего соперника Boeing по объему заключенных контрактов на производство и поставку самолетов. Boeing продолжает хлебать полной ложкой последствия двух авиакатастроф в конце прошлого и начале нынешнего года, приключившихся с новейшим лайнером в линейке 737 MAX по всей видимости по одной и той же причине — из-за излишне ретивой системы безопасности, не к месту перехватывающей управление из рук пилотов.

 

Boeing ругают за формальную, слишком спокойную, business-as-usual реакцию на произошедшие события. Был момент, когда руководитель компании звонил лично президенту Трампу и просил не прекращать полеты проштрафившейся модели самолета. На всем протяжении событий компания пыталась и пытается представить ситуацию лишь как строгое исключение из правила, как незначимый эпизод в безупречном послужном списке компании. И хотя на прошедшем авиашоу руководство наконец-то извинилось за аварии, за гибель сотен людей, многие не верят компании и видят в ее последних действиях лишь бизнес- и пиар-соображения. Пострадала так же и репутация американского Федерального агенства авиации FAA, которое, считают некоторые, выгораживает и покрывает компанию. Хотя Boeing пыталась списать вину на ошибочные действия пилотов, оказывается — леденящая подробность — инженеры компании более чем за год до первой авиакатастрофы знали об изъяне в системе безопасности!

 

Оказывается, руководители атомной промышленности СССР, конструкторы реактора РБМК (реактор большой мощности канальный), за несколько лет до чернобыльской трагедии знали об изъяне в конструкции реактора. Оказывается, за несколько лет до Чернобыля был похожий инцидент на ленинградской АЭС. Там, так же как и впоследствии в Припяти, система безопасности, которая должна была остановить слишком разогнавшуюся ядерную реакцию лишь ускоряла ее. Какая высшая конструкторская подлость — ровно та система, которая должна спасти, только губит! И какая высшая управленческая подлость — зная об изъяне в системе безопасности, продолжать обвинять стрелочника.

 

Пару недель назад наконец-то вышел предварительный отчет Межгосударственного авиационного комитета о крушении самолета «Сухой Суперджет» (SSJ100) в Шереметьево в начале мая. Вопреки множеству голосов из самых различных инстанций о том, что у данной модели самолета есть ряд конструктивных недоработок, авторы отчета во всем винят пилотов.

 

Ну хорошо, друзья, вы спасете свою непосильным трудом спроектированную и выведенную на рынок технику. Защитите, отобьете, добьетесь разрешения ее эксплуатировать. Но что вы будете делать, когда ее не захочет купить ни одна авиакомпания, и когда пассажиры не захотят на этой технике летать? И самое главное — что вы будете делать, когда еще одна катастрофа произойдет ровно по той же причине, по поводу которой вы с пеной у рта заявляете, что ее не существует?

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
253
Войти
в библиотеку компании