Послушные или дисциплинированные? — или с какими сотрудниками получится реализовать стратегию?

Несколько дней назад в школе у сына проходило общешкольное собрание. Выступал директор школы, подводил итоги очередного периода, рассказывал о перспективных задачах. В числе прочих тем, обращаясь к родителям и учителям, он сказал:

 

— Уважаемые родители и учителя! Нам с вами обязательно нужно подумать о том, каких детей мы с вами растим: послушных или дисциплинированных?

 

И после небольшой паузы директор добавил:

 

— Я не хочу, чтобы наши с вами дети росли послушными. Они должны быть дисциплинированными, и нам с вами нужно серьёзно об этом думать.

 

В тот момент я понял, что для себя никогда так не ставил вопрос: послушные или дисциплинированные? Решив поразмышлять об этом поглубже, я подумал о сотрудниках компаний — ведь эти сотрудники, точно также как и дети в школе, могут относиться к одной из этих категорий. Интересно, а как это влияет на способность компании реализовать свою стратегию?

 

Для того, чтобы продолжить разговор, давайте обратимся к словарю за разъяснением точного значения слов «послушный» и «дисциплинированный».

 

(Кстати, какое объяснение этих слов вы бы дали без словаря, если бы рассказывали о них своему ребёнку, например?)

 

До того, как обратиться к словарю, попробую дать своё толкование.

 

Послушный человек — это человек без своего мнения, главное для него — слушаться более статусного человека (родителя, учителя, начальника). Послушного человека характеризует беспрекословное выполнение данного ему распоряжения, указания. Послушные люди нравятся тем, кто выдаёт им указания, ведь они делают их беспрекословно. Но делают они ровно то, что им сказали, нисколько не расширяя границы своей заинтересованности. И это скорее соответствует такому их качеству как исполнительность, чем ответственность.

 

Дисциплинированный человек — решает задачи скорее потому, что он сам так решил делать; движение вперёд для такого человека является предметом его внутренней решимости и внутреннего согласия с самим собой. Если дисциплинированный человек выполняет поставленную задачу, то он выполнит не только то, что сказали, но и то, что подразумевалось (и это не было сказано). И такое поведение в большей степени является ответственным, а не просто исполнительским.

 

Что же говорят словари? Сборное определение по словарям Ефремовой, Ожегова, Шведовой:

 

Послушный — такой, который слушается, покорный, охотно повинующийся; выражающий послушность и исполненный послушания; перен.: хорошо управляемый, легко приводимый в действие, легко поддающийся обработке, податливый.

 

Дисциплинированный — подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок; следующий твёрдо установленным правилам, обязательным для всех членов данного коллектива; следующий своим собственным правилам.

 

Размышления над значениями слов «послушный» и «дисциплинированный» натолкнуло вот ещё на какую метафору, которую мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» активно используем.

 

Помните историю про Тома Сойера? Одним жарким летним субботним утром тётя Полли испортила американскому мальчишке законный выходной, вручила ему ведро краски и отправила красить бесконечный забор. Такова была завязка этого эпизода.

 

На какое качество Тома Сойера рассчитывала тётя Полли? Конечно же, на его послушание. Каких «успехов» мог добиться Том Сойер в статусе послушного мальчика? Автор в красках нам об этом рассказывает: Том Сойер понуро брёл с ведром вдоль забора, а мальчишки над ним потешались и насмехались — они, мол, отдыхают, а он работает. Вероятно, в этом состоянии Том Сойер и выкрасил бы забор, но можно только себе представить его моральный дух, вернее его отсутствие и окончательное испорченное настроение и потерю веры в себя.

 

К сожалению, таков удел послушных людей — с их мнением никто не хочет считаться. Им только выдают приказы, да отвешивают тумаки, и они понуро выполняют то, что им предначертано.

 

Но давайте вернёмся к истории с забором. Ведь, как вы помните, в этой истории что-то пошло не так. Том Сойер ПРИНЯЛ для себя решение, что красить забор в субботу утром под всеобщие насмешки — это лучшая работа на свете и начал действовать именно исходя из своего решения.

 

В этом моменте важно следующее: Том Сойер изменил свой статус. Он перестал действовать как послушный мальчик, который действует из страха быть наказанным. Он начал действовать как дисциплинированный человек, который понимает, ЗАЧЕМ он делает то, что делает.

 

В этот момент случилось необычное и невиданное: Том Сойер так воодушевлённо выполнял «непопулярную» работу, так её нахваливал, что начал сам получать от неё удовольствие, и заразил своим воодушевлением местных мальчишек. Да так заразил, что те платили ему за право выполнить небольшую часть этой работы. Один принёс в качестве платы недоеденное яблоко, другой — дохлую крысу на верёвке, третий — жука в коробке — мальчишки отдавали Тому Сойеру самое ценное за то, чтобы покрасить забор.

 

В практике РКГ «Стратегии устойчивого развития» мы повсеместно видим, что дисциплинированные сотрудники, принявшие собственное внутреннее решение о развитии вместе с компанией, становятся «центрами притяжения». Эти люди — центры формирования новых бизнес-привычек, в сферу влияния которых попадают всё больше сотрудников, на которых распространяются эти новые привычки. А, значит, возникает питательная почва для реализации новой стратегии.

 

Также хотим отметить и ту бизнес-процедуру, которая помогает людям принимать важные для себя решения в компании. Эта процедура в нашей практике в РКГ «Стратегии устойчивого развития» называется — «Стратегическая сессия». Руководство должно предоставить людям полную свободы мысли в отношении возможных перспектив развития компании, а также свободу волеизъявления относительно приоритетов — чем заниматься, а чем не заниматься, в каких направлениях для компании есть будущее. Люди, которым дано право свободно и без давления высказаться, становятся адептами любого выигравшего решения, даже если они не голосовали именно за него. Это и есть демократическая процедура: например, 70%-е согласие, но 100%-я решимость.

 

Стратегия компании — это по сути смена одних бизнес-привычек (образа действий) на другие. Послушные сотрудники, вероятно, что-то начнут делать по приказу высшего руководства, но как только руководство отвернётся, вся деятельность прекратится, потому что люди не участвовали в выработке и оценке того, чем нужно заниматься.

 

Если же мы ориентируемся на дисциплинированных людей и вовлекаем их в демократическую процедуру под названием «Стратегическая сессия», это создаёт мощные предпосылки для реализации любой стратегии в компании.

 

Будущее — за компаниями с дисциплинированными сотрудниками. И соответствующие возможности мы должны им дать.

 

Евгений Печёрин

Войти в библиотеку компании
596
Войти
в библиотеку компании