Потерять фокус, чтобы открыть себя новому

Многие люди убеждены, что формулирование великой цели — это беспроигрышная игра. У нас для вас неприятный сюрприз.

 

Недавно уважаемый коллега поделился своей историей успеха. С тех самых пор, как он продавал посуду на рынке, заканчивая, впоследствии, своим оптово-торговым бизнесом и, наконец, консалтингом, он всегда относился к тому, что делает, как к «делу всей жизни», всегда ставил перед собой «великие цели». Иногда люди разменивают свои цели и стратегические замыслы на сиюминутную выгоду, подчеркнул коллега, но ведь это «потеря фокуса» и предательство собственных идеалов. У каждого должна быть великая цель!

 

Многие руководители, начитавшись умных книг и наслушавшись мудрых бизнес-гуру, ставят перед собой и своей компанией «большие волосатые дерзкие цели» (big hairy audacious goals). Каждая вторая бизнес-книга и каждый второй бизнес-тренер увещевают о важности великих целей и назидательно приводят в пример многих великих лидеров и многие великие бренды, религиозно исповедовавшие свои амбициозные устремления. Такие известные авторы как, например, Айн Рэнд пишут в том роде, что, дескать, нет ничего постыднее человека, позабывшего свою цель, и т. п. И уже совершенно не буду пускаться в цитаты из популярных жизнеописаний замечательных людей, начиная от Александра Македонского, заканчивая Владимиром Лениным и Стивом Джобсом — практически ничего кроме отъявленной целеустремленности оттуда и не вычитаешь. (Я, конечно, риторически преувеличиваю, но не слишком оголтело.)

 

Но я хочу предложить вам немножко другой взгляд на вещи.

 

Как пишут известные специалисты по стратегии Хэмел и Прахалад, основная польза от великой цели — или от, как они ее называют, stretch goal, т. е. «вытягивающей цели» — в следующем. Великая цель — не «влезая ни в какие рамки», не соответствуя текущей практике, заставляя «тянуться» к себе — вынуждает нас пересмотреть свои базовые предпосылки. Маленькую цель, не меняя первооснов, достичь можно, а большую нет: чтобы достичь большую, необходимо менять исходные посылки и допущения своей мысли и своего действия на фундаментальном уровне. Вопрос не столько в некоей сверхценности великой цели для нас — возможно цель и «ложный кумир» — вопрос в том, что мы живем в тюрьме из предпосылок, которые не осознаем, а «большая волосатая цель» нас заставляет это сделать, дает повод и метод для этого. В этом смысле мы полностью согласны с теорией волосатых целей — она несет в себе этот освободительный, революционный потенциал.

 

Вместе с тем, по нашему глубокому убеждению, и волосатая цель может быть подобной тюрьмой, заставляющей нас упускать возможности, а также, возможно, излишне утилитарно подходить к людям и окружающей действительности. Про ослепленность великой целью и результирующее упускание из виду ближних возможностей мы можем «петь и свистеть»: вся наша консалтинговая практика в РКГ «Стратегии устойчивого развития» построена на этом. Хочу добавить, что, по моему глубокому убеждению, излишняя целеустремленность в том числе и дегуманизирует: ведь человека делает человеком вовсе не наличие цели, но способность ее поставить — т. е. отсутствие цели. Человека делает человеком свобода воли, несвязанность необходимостью — в том числе и необходимостью достижения цели.

 

Мне кажется, мы, люди иногда излишне увлекаемся «культом величия». Make America Great Again, или «Снова сделаем Америку великой», как провозглашает Дональд Трамп. Меряемся размерами. Стремимся к большим размерам. Но что если поставить своим идеалом не великое, а новое? Что если сделать своим ориентиром не цель, а возможность? Что если воздвигнуть критерием не дерзость, волосатость и амбициозность, а действенность? Иными словами, что если нами будет руководить не нарциссизм высоких достижений, но прагматическая эффективность?

 

Буддийский учитель призвал ученика «опустошить чашу» — избавиться от мудрости, чтобы приблизиться к действительности. Что если и нам всем стоит сделать подобное — потерять фокус на великих целях, чтобы обрести эффективность и открыть себя инновациям?

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
173
Войти
в библиотеку компании