Почему нам не следует критиковать других — даже из лучших побуждений

И почему не стоит обсуждать проблемы на стратегической сессии.

 

Вчера, в процессе подготовки стратегической сессии для бизнес-единицы познакомились с одним неординарным топ-менеджером в организационном теле нашего большого клиента. Этот человек визионер, новатор, реформатор, цифровизатор — отвечающий за развитие всех уровней и закоулков огромной организации. Человек, которому единственному дозволено «рубить правду-матку», «говорить как есть» в его корпорации — остальные боятся это делать.

 

Данный человек горячо поддержал инициативу бизнес-единицы в подготовке и проведении стратегической сессии. И тут же предложил усовершенствование процесса. Давайте — сказал нам Директор по развитию с большой буквы — начнем работу со шквала критики в адрес руководства. «Пусть каждый выскажется, что его конкретно задолбало за прошедший год, по-честному». Более того, Директор по развитию тут же рассказал о своей идее другим — и те другие тут же стали к нам подходит и говорить, что это очень круто, и это обязательно следует сделать.

 

Ведь подобное прямое излияние критики — что нас всех не устраивает в нашей организации — снимет пелену с глаз, подразумевают коллеги. Это позволит нам «посмотреть в зеркало» и резко стать другими.

 

Есть такие психологические тренинги, где на тебя выливают «ушат дерьма», выжигают тебе душу страшными откровениями об «одиноком, бедном, мерзком, жестоком и коротком» человеческом существовании. Люди выходят с этих тренингов, растяряв всю гордость, все надежды и иллюзии, с каменным лицом и черным сердцем — и начинают после этого другую жизнь, преображаются и восстают из пепла как птица Феникс. Наш вчерашний собеседник пошел дальше и по всем законам теории и практики «управления изменениями» предложил не просто превратить стратегическую сессию в испепеление текущих практик менеджмента — он предложил создать в компании «искусственный кризис», отрепетировать грядущую (брезжущую на горизонте) неудачу компании — сделав тем самым текущий подход к работе морально невыносимым.

 

Это крайне похвально. Я восхищаюсь этим человеком. Это неординарный, решительный взгляд на вещи. Это поступь настоящего лидера, настоящего «изменятеля» судеб.

 

И вместе с тем, я бы не стал начинать стратегическую сессию с подобного ушата критики в адрес руководства. Дело в том, что критика — это отказ принять на себя ответственность. Есть такое понятие как «конструктивная» критика — которую противопоставляют критике «огульной». Но мне кажется, это ложное противопоставление. Мне кажется, критика в принципе не бывает конструктивной. Я бы отменил критику как понятие, как метод, как вид деятельности в человеческой жизни. Критикуя, даже из лучших намерений, мы не просто вымещаем ответственность на других, снимая ее с самих себя — мы еще и оказываем этим другим медвежью услугу, показывая им плохой пример.

 

Еще один наш клиент никак не может реализовать задуманные проекты. Позвал нас провести проектную сессию. И мы обнаружили, что он — вообще-то говоря, будучи прекрасным и нравственным человеком — ругает и журит свой персонал за нерасторопность, неловкость, нерассудительность в осуществляемой проектной работе. Люди стонут, жалуются, опускают руки и уже не хотят заниматься проектами развития. Требуя совершенства, наш клиент создал в компании недружелюбную среду для совершения ошибок. Но как же не совершать ошибок, когда творится новое, ранее не бывшее? Именно ошибки есть топливо прогресса.

 

Наш большой корпоративный клиент, задумавший ушат критики на стратегической сессии — и так направо и налево разговаривает матом на совещаниях! Они так ругают там друг друга, что только дым коромыслом! В корпорации и так три шкуры снимают за любую совершенную ошибку. «Ушат критики» есть никакая не инновация, но укоренение действующей культуры компании — состоящей в бегстве от ответственности и перекладывании этой ответственности на других. Данная культура разговаривает языком критики. Данная культура разговаривает языком претензий друг к другу. Данная культура говорит не «я меняюсь», а «ты должен меняться». Данная культура безумно боится совершать ошибки, и по этой причине данная культура изо всех сил стоит на месте и не развивается.

 

По нашему в РКГ «Стратегии устойчивого развития» глубокому профессиональному убеждению, разговор о развитии есть разговор о возможностях, а не разговор о проблемах. Морите проблемы голодом. Эксплуатируйте возможности!

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
312
Войти
в библиотеку компании