Почему нет стратегии кроме тактики

Часто приходится слышать упреки в том, что мы «путаем стратегию и тактику» в своей практике. Нет, не путаем. Но есть все шансы, что это делаете вы!

 

«Вы мешаете, путаете стратегию и тактику», — недавно сказал нам один предприниматель, заслушав полную презентацию нашего авторского взгляда на бизнес-развитие. Подобный упрек мы слышим непрерывно — ведь весь «цимус» всего нашего подхода состоит в том, что мы не классифицируем, не «раскладываем по полочкам» интеллектуальное содержание, сопровождающее развитие бизнеса, заранее — но позволяем этому порядку возникнуть в результате диалога. Для нас нет никаких «стратегических идей» и «тактических идей» до диалога — «называние вещей своими именами» происходит лишь после диалога.

 

Да, по итогам общекорпоративного разговора о возможностях, в том виде, в котором мы его практикуем, чаще всего «побеждают», входят в «ядро» развития компании вроде бы, на первый взгляд, «мелкие» вопросы. Но ведь, несмотря на свою «мелкость», эти вопросы оказывают диспропорциональное влияние на развитие бизнеса! С точки зрения отдачи на вложенные ресурсы данные на первый взгляд «мелкие» вопросы — внесение изменений в процессы, инновации в коммуникациях и т. п. — представляют собой сверхэффективные инвестиции, открывающие для компаний ключи к будущему.

 

Почему же тогда к ним можно подходить как к «мелким»? Наоборот, они нисколько не малы и не незначительны, но напротив — критически, стратегически важны для бизнеса! И весь стопор в развитии компании заключался именно в том, что стратегические, важнейшие вопросы рассматривались как тактические и сами собой разумеющиеся. Единственная причина, по которой эти важнейшие, перспективнейшие вопросы развития, рассматриваются как мелкие, есть леность ума, управленческий предрассудок. Именно поэтому и для разрешения этого и нужна стратегия! Стратегия не просто исполняет имеющиеся стереотипы, не просто воплощает имеющиеся ценности и установки — но «переоценивает» их. Выработка стратегии — это поиск диспропорций, поиск и пожинание сверхприбыли. Стратегия есть не обсуждение «больших» вопросов; стратегия есть обсуждение «малых» вопросов, имеющих большие эффекты.

 

Возможностная стратегическая сессия позволяет компаниям узреть победу там, где она не предполагалась, открыть сокровище, где никто даже и не думал его искать. Возможностная стратегическая сессия формирует никакую не программу тактического развития, но самую настоящую животрепещущую стратегию — именно стратегию! Потому что стратегия есть вовсе не «план того, что я буду делать следующие пять лет», но «то, что я делаю сегодня, чтобы обеспечить, что следующие пять лет прошли совершенно по-другому». Стратегия есть не программа будущих, а программа настоящих действий. Стратегия есть острейшее, кричащее, кровоточащее представление о приоритетах — представление о приоритетах настолько истошное, настолько «вопиющее», что оно не может не быть воплощено в жизнь.

 

Стратегия — это выбор. Именно к осуществлению выбора мы приводим компании и коллективы в рамках нашей авторской возможностной модели выработки стратегии. Говорить, что «то, что я делаю сегодня» есть лишь ерунда, тактика — это избегать выбора, это откладывать выбор на завтра. Разграничивать стратегию и тактику означает старательно избегать осуществления выбора. Разграничивать стратегию и тактику означает не иметь стратегии вовсе.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
231
Войти
в библиотеку компании