Почему не следует инициировать разговор о культуре, но следует его поддержать

Культура должна не преподаваться, но возникать снизу.

 

На прошедшей клиентской стратегической сессии вновь во всю остроту возник разговор о культуре: как нам поменяться, когда наша колея, наши привычки, держат нас мертвой хваткой? Часть проектов были содержательными, вроде программы снижения затрат или более эффективного маркетинга, а один или два проекта «моральными» — они затрагивали то, что нам нужно поменять наше отношение к работе, научиться лучше делегировать, больше доверять друг другу и т. п.

 

В перерыве директор по персоналу призналась, что при прочих равных ей больше нравятся содержательные проекты, такие как строительство заводов, осуществление инвестиций и т. п. Да, конечно, согласились мы. Нам тоже такие проекты больше нравятся. Это более интересное занятие, чем копаться в человеческих душах, «отношении к делу», «уважении друг к другу» и прочих щенячьих нежностях.

 

Более того, мы искренне убеждены в том, что со взрослыми людьми не следует напрямую говорить о культуре, не следует заниматься морализаторством. Со взрослыми людьми нужно говорить о деле, непосредственно о задачах и приоритетах и способах решения задач. И если меняются задачи и способы решения этих задач, то поменяется и культура. Более того, исходя из данных предпосылок о соотношении культуры и стратегии мы и начали сотрудничество с клиентом: ведь они изначально хотели заниматься вплотную культурой, а не стратегией, но мы их отговорили, убедили, что нужно подойти к вопросу ровно наоборот.

 

Вместе с тем, несмотря на все данные соображения, мы в своей практике в РКГ «Стратегии устойчивого развития» за годы работы совершили фундаментальное мировоззренческое открытие. Мы обнаружили, что компании зачастую «тянутся» за бизнес-результатом очень далеко, вкладывая ради этого слишком многое и подвергая себя ненужным риском. И при этом компании упускают массу возможностей, состоящих в том, что можно сделать «здесь и сейчас». В этом смысле настоящее прорывное развитие носит не инвестиционный, а умственный характер и затрагивает не внешние, а внутренние изменения. Поэтому, если коллектив начинает по собственной инициативе — и иного не получится в нашей технологии стратегического планирования — говорить об отвлеченных невещественных категориях, об отношении к делу и доверии друг к другу — это важнейший и многообещающий процесс. Нужно отойти в сторону и позволить этому священнодействию произойти. В это сложно поверить, но именно то, что люди сделают сами по собственной инициативе, без всяких внешних инвестиций — и есть самый значительный шаг вперед, который компания только может совершить.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
68
Войти
в библиотеку компании