Почему постановка системы управления хоронит будущее вашей компании

Многие руководители уповают на постановку системы управления и стандартизацию в бизнесе. Но системность и структурность исключают и изгоняют уникальность, ситуационность ресурсов и задатков компании. В то время как именно в этой уникальности и нестандартности находятся истоки развития.

 

Недавно взаимодействовали с одним предпринимателем, который работает в хайтек-сфере, «продвинут» и прогрессивен. Обожаю подобных профессионалов, за которыми «не заржавеет» — они все видят, все понимают, легко и смело принимают решения, мыслят и действуют «глобально», а не «по-российски».

 

Вместе с тем, когда мы поделились с ним нашей авторской методикой стратегической сессии как «разговора о возможностях», этот передовой руководитель нам ответил: «Сейчас у нас есть ощущение, что возможности очевидны, и нужно лишь выстроить процессы по их использованию». Система управления компанией находится в субоптимальном состоянии, сказал нам руководитель. Нужно четко распределить и закрепить ответственность в организационной структуре, сформировать KPI, настроить систему планирования и контроля выполнения, осуществить обучение и другие ключевые процессы.

 

Но если возможности очевидны, почему они еще не реализованы?

 

Да, постановка системы управления есть хорошая, нужная вещь. По крайней мере, в глазах большинства руководителей. Но у нас в РКГ «Стратегии устойчивого развития» есть «обожженность», «ужаленность» нашим профессиональным опытом. Мы разуверились в определенных вещах, преподаваемых в бизнес-школе и являющихся предметами веры профессиональных управленцев. В частности, мы не верим в то, что эффективная система управления может вывести компанию на новые рынки — а ведь именно эту цель, выход на конкретный новый рынок наш коллега ставит в качестве одной из основных для своей компании.

 

Дело в том, что эффективная система управления столь эффективно обслуживает рыночные потребности, что лишь вовсю укореняет компанию в ее существующих рынках. Если компания хочет выйти на новые рынки, ей нужна вовсе не «система», но «диалог». См. наш материал: https://стратегическаясессия.рф/как-эффективная-система-управления-губит-ваш-бизнес-и-отнимает-его-перспективы

 

Второе, во что мы потеряли веру, это уверенность всех здравомыслящих руководителей в том, что «рыба гниет с хвоста», их уверенность в том, что «нет проблемы со стратегией, есть проблема с ее реализацией», их уверенность в том, что «чего тут думать, трясти надо». Хочется задать вопрос: если стратегия столь гениальна, почему есть проблема с ее исполнением? См. еще один наш материал: https://www.стратегическаясессия.рф/стратегия-у-нас-уже-есть;-скажите,-что-делать-с-исполнением-проектов

 

Почему компаниям нужен именно диалог, а не система, структура, планирование и контроль? Дело в том, что невозможно запланировать изобретение колеса — ведь, если ты запланировал изобретение колеса, то это значит, что ты изобрел колесо в этот самый момент планирования. Невозможно — по определению — запланировать обретение нового взгляда на вещи. Но ведь именно оно требуется! Именно обретение нового взгляда на вещи является основным ресурсом и основным двигателем стратегического развития. Все остальное кроме этого — лишь железки и деревяшки.

 

План не может запланировать самого-самого главного — необходимости отступления от плана.

 

У нашего коллеги-предпринимателя во все стену висит скурпулезно выработанная организационная структура его бизнеса, где предусмотрено все на свете, все задачи, все «шестеренки механизма». Рассылают письма одни, проводят презентации другие, разрабатывают продукт третьи, обслуживают клиентов четвертые. Идеальная система, прекрасно «штампующая» стандартные функции.

 

А кто в рамках этой структуры отвечает за выход компании на конкретный новый рынок, на который вы хотите выйти, спросили мы. Хороший вопрос, говорит предприниматель. Искал-искал и наконец нашел ответственного за этот вопрос — где-то глубоко внизу, на два или три уровня оргструктуры ниже себя, директора.

 

Просто случайность, скажете вы. Недосмотр. Нет, это закономерность. Система «закапывает» нестандартные и несистемные действия и возможности глубоко на своей периферии. Система «хоронит» по-настоящему новое — заранее, на далеких подступах к своему ядру. Ведь задача любой организационной структуры состоит в том, чтобы препятствовать изменениям, сказал известный гуру менеджмента Генри Минцберг.

 

Система и структура не являются развитием, они есть остановка в развитии. Система есть закостенение организма. Новые возможности по определению лежат за пределами выполнения стандартного набора функциональных действий. Если вы хотите развития своей компании, не систематизируйте и не стандартизируйте — но «диалогизируйте» ее. Вводите в деятельность компании не системные, а анти-системные — не «эксплуатационные», а «поисковые» — факторы и источники движения.

Войти в библиотеку компании
564
Войти
в библиотеку компании