Почему развалился Советский Союз, и как не повторить его судьбу?

Можно услышать самые разные ответы на вопрос о том, почему развалился Советский Союз. Я слышал, например, такие ответы. Советский Союз развалился из-за предательства в высшем должностном составе коммунистической партии и государственных органов. Или — из-за Чернобыльской трагедии. Или, например, такой ответ — в Советском Союзе не было конкуренции. Слышал я и такие ответы — главная статья советского экспорта — нефть — подешевела до $8 за баррель, и именно это обрушило систему. Или — советское руководство пропустило компьютерную революцию.

 

Но у меня есть собственный одиозный ответ на этот вопрос о причине распада Советского Союза.

 

Я считаю, что Советский Союз развалился, потому что в нем не было прибыли.

 

Да-да, в Советском Союзе не было вовсе не «секса», как сказали злые языки: секс-то все-таки был. В Советском Союзе не было прибыли. И именно поэтому он развалился.

 

Давайте проведем небольшой мысленный эксперимент. Представьте себе предприятие, работающее без прибыли. Это предприятие, предположим, берет из экономики ресурсов на 100 рублей, перерабатывает эти ресурсы и возвращает в экономику конечного продукта на эти же самые 100 рублей. (Ведь прибыли нет! Потратил столько же, сколько произвел. Произвел столько же, сколько потратил.) Присмотритесь — ведь это предприятие функционирует просто как «мясорубка», «перемалывающая» один вид ресурсов в другой вид ресурсов. Оно не добавляет в экономику никакой ценности. Оно лишь «переливает из пустого в порожнее».

 

А вот если бы предприятие работало с прибылью, это бы означало, что оно берет из экономики ресурсов, предположим на 90 рублей, а возвращает в экономику ресурсов в виде конечного продукта на 100 рублей. Его прибыль — 10 рублей — равна той ценности, которую оно создает в экономике, тому нетто-объему ресурсов, который оно добавляет в экономику.

 

Создание ценности в экономике и извлечение прибыли — это не просто причина и следствие: одно не является побочным продуктом другого, как считают классики экономической мысли. Более того, создание ценности и извлечение прибыли даже не просто эквивалентны, т. е. не просто равнозначны, равновелики друг другу. Создание ценности и извлечение прибыли — это строго тождественные понятия! Они описывают ровно одно и то же явление в экономике, просто используя при этом разные слова.

 

Советский Союз был переполнен предприятиями, работающими без прибыли. В советской системе главной целью была не прибыль, а оборот: шла бесконечная «битва за урожай», за выполнение и перевыполнение плана. Количество изготавливаемых гаубиц, тракторов, тонн стали превышало все пределы. Удои и надои непрерывно росли. Затраты при этом никого не интересовали. Советский Союз был огромной мясорубкой ресурсов, не создающей ценности.

 

Громадная часть человечества, занимающая шестую часть суши, не создавала никакой ценности. Громадная часть человечества работала «вхолостую».

 

Сегодня вовсю развивается школа мысли о том, что прибыль не должна быть целью деятельности, что цель в ином — в социальной ответственности, в миссии, в моральных ценностях и т. п. В Бутане уже шестьдесят лет на уровне государственного управления замеряют «валовое национальное счастье» (gross national happiness, GNH), а недавно прошла конференция о том, как этот показатель применить на отдельном предприятии, как «управлять счастьем» предприятия.

 

Нобелевский лауреат Милтон Фридман сказал: «Единственная социальная ответственность бизнеса — приносить прибыль».

 

Есть много правды в его словах. Есть стойкое чувство, что заигрывание с социальной ответственностью, с «корпоративным счастьем», уход от прибыли как от главной цели деятельности — что все это превратные вещи.

 

Ведь что такое отсутствие прибыли? Это означает, что люди не хотят платить за твой продукт больше, чем ты потратил ресурсов на его создание. Если ты социально ответственен, если ты несешь людям счастье — то почему люди не хотят платить за твой продукт больше, чем стоимость ресурсов? Не лицемеришь ли ты, когда говоришь о счастье, а не о прибыли?

 

Апофеоз развития социальной ответственности бизнеса описан в романе Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Крах Советского Союза там воссоздан в художественных образах, в конкретных эпизодах, в которых люди отказывались от прибыли и подменяли ее социальной ответственностью. Развитие социальной ответственности в ущерб прибыли — это «дорога к рабству».

 

Если вы ставите своей главной целью не извлечение прибыли, а нечто другое — вы повторите судьбу Советского Союза.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
529
Войти
в библиотеку компании