Почему развитие — это не борьба

Контраргументы для сталинистов и других сторонников «наведения порядка сильной рукой».

 

Прогресс человечества без борьбы и насилия невозможен, сказал мне недавно старый товарищ. Добро должно именно бороться со злом, оно не может прохлаждаться в сторонке, но должно взять на себя инициативу и активно победить это зло. Деградация повсеместна в окружающем обществе, ибо «все, что нужно для торжества зла — это бездействие добрых людей». Именно данное представление лежит в основе сталинистского подхода к развитию человеческого общества. Если рубишь лес, щепки должны лететь, считают сталинисты. А таковых предостаточно в нашей травмированной стране — даже и в рамках нашего более узкого профессионального сообщества специалистов по управленческим технологиям слишком многие свято веруют в «наведение порядка железной рукой».

 

У меня есть целых четыре эмоции в связи с подобной позицией.

 

1) Человек не предмет

 

Человек — это не предмет, чтобы его насиловать. У человека есть своя воля. Если мы применяем к нему насилие, мы отнимаем у него совесть, ответственность, самостоятельность, добрую волю — кто мы такие, чтобы так поступать по отношению к своему ближнему? Поэтому я за плюрализм, за разницу в мнениях и жизненных стратегиях, я за все, что бы ни принялся делать человек, пусть даже это выглядит полным моральным разложением и умственной дегенерацией — но если это разложение и дегенерация вмещаются в рамки Всеобщей декларации прав человека, я хочу их принять с распростертыми объятиями, я не хочу перевоспитывать «живущих неправильно».

 

2) А вдруг «плохой парень» прав

 

А вдруг это они, «негодяи» правы — а не я? А вдруг — тьфу-тьфу-тьфу — это меня следует перевоспитывать, а не моего оппонента? Фундаментальный жизненный факт лично для меня состоит в следующем: раз уж мы никогда до конца не можем быть уверены в своей абсолютной и полной правоте, то мы, максимум, можем лишь разговаривать друг с другом, но никогда не можем действовать силой по отношению друг к другу. Тот, кто без греха, пусть возьмет на себя первым бросить камень, — сказал нравственный учитель. Тот, кто абсолютно и безоговорочно прав, пусть первым применит силу, имеет в виду он. Но кто из нас абсолютно и безоговорочно прав?

 

3) Прогресс очевиден

 

Алармизм, причитания о том, что все летит в тартарары, что правящие классы распоясались, неравенство бьет рекорды, экономика на излете, природные ресурсы заканчиваются, терроризм крепнет, население вырождается, идея о том, что цивилизация на краю пропасти — вся эта линия экзистенциальной тревоги ни на чем кроме заблуждений и публицистических преувеличений не основана, пишет американский мыслитель Стивен Пинкер в своей последней книге Enlightenment Now, или «Просвещение сейчас» (2018; на русском не издавалась). Прогресс человечества виден невооруженным глазом, настаивает автор — меньше войн, меньше преступности, дольше продолжительность жизни, рост экономики и уровня жизни, распространение демократии, здоровый образ жизни, победа над болезнями и эпидемиями, повышение образованности, преодоление расизма и сексизма, новые научные открытия, сулящие человечеству еще больше побед — все эти плоды последних десятилетий и столетий, если рассуждать не эмоционально, как это любят делать на телевидении и в прессе, особенно в российских, а нарисовать исторический график, совершенно налицо. Мы с вами живем, объективно, в очень благополучное время.

 

4) Меняться самому

 

И наконец, я не уверен, что прогресс человечества так уж сильно важен для меня лично: ведь это «средняя температура по больнице». Ведь как сказал Достоевский, прогресс человечества не стоит слезинки ребенка. На прогресс я повлиять не могу, но могу утереть слезинку ребенка, поэтому это последнее, мой личный поступок — гораздо для меня важнее всей совокупности поступков всего остального человечества. Пусть хоть все на свете поступают абсолютно неправильно, едят друг друга поедом — мне до этого нет дела, ибо истинная величина моих амбиций — лично мне самому поступить правильно.

 

* * *

 

В связи с этими соображениями я уверен, что настоящее развитие не может иметь ничего общего с борьбой, с применением силы, с «заставлением» человека быть лучше. Настоящее развитие — это исключительно «разговор», но ни в коем случае не «активные действия». Настоящее развитие осуществляется «без рук».

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
183
Войти
в библиотеку компании