Почему эволюционная парадигма выплескивает с водой и ребенка

Во многих сферах человеческого знания — включая даже и бизнес-стратегию среди всего прочего — сегодня практикуется эволюционный взгляд на вещи. В частности, культовый современный автор Юваль Ной Харари объясняет всю человеческую историю с этих позиций. Но эволюционизм не учитывает одной критической детали.

 

Многие знатоки, передовики и гуру считают идею эволюции и идею естественного отбора самой главной научной теорией всех времен и народов, обладающей максимальной объяснительной силой. Есть эволюционная биология, есть эволюционная психология, есть масса эволюционных теорий в самых разных областях человеческих знаний, в том числе и в стратегическом менеджменте. Но сегодня я хотел бы поговорить о так называемой «большой истории».

 

Родоначальник этого жанра Юваль Ной Харари некоторое время назад поразил интеллектуальную общественность своим бестселлером «Sapiens». В этой книге он изложил историю человечества в контексте истории жизни нашей планеты в целом, в ряду эволюции всех других биологических видов. Вот здесь есть хороший краткий обзор этого знакового современного произведения: https://birdinflight.com/ru/v-dvuh-slovah/20171019-ubijtsy-i-raby-kartofelya-kratkaya-istoriya-chelovechestva.html

 

Меня привлек в этом один специфический момент. (Хотя сразу признаюсь, что саму книгу Харари я не читал, но лишь много о ней наслышан, т. к. о ней говорят многие.)

 

Человечество развивается, утверждает именитый историк, за счет того, что конструирует несуществующее. Прогресс человечества основан на коллективной «вере в выдумку» — которая сохраняет свою силу, пока люди в нее верят. По всей видимости, мы только и делаем, что «зубы друг другу заговариваем» — рассказываем истории про про богов, про деньги, про законы и про корпорации — сами же в них верим, действуем на основе этого, и потому движемся вперед.

 

Автор фактически уравнял все виды интеллектуальной, словесной культуры в правах. Для него все человеческие институты и истины есть «обсуждение несуществующего в реальности». Начиная со слов и чисел, заканчивая правилами дорожного движения и добром и злом — ничего из этого нет в действительности, но все есть лишь коллективно подерживаемая фикция.

 

Это далеко не первый раз, когда я сталкиваюсь с подобной точкой зрения на природу цивилизации.

 

И что-то с этой точкой зрения на вещи все-таки радикально не в порядке.

 

Прогресс человечества основан не на коллективной вере в выдумку. Прогресс человечества основан на индивидуальном поиске истины. Индивидуальном, а не коллективном. Поиске, а не вере. Истины, а не выдумки.

 

Помните историю такого человека как Игнац Филипп Земмельвейс — врача, который открыл существование микробов? Этот человек выдвинул гипотезу, объясняющую почему смертность рожениц при родах в больницах многократно превышала смертность при родах дома. Врачи приносят инфекцию в родильное отделение из других больничных отделений, предположил Земмельвейс. Он ввел процедуру мытья рук в обезвреживающем растворе для врачей, и смертность рожениц в его больнице многократно упала. Но Земмельвейса замучили и сгубили коллеги по цеху. Ему никто не поверил. Десятилетиями он пытался пропагандировать и доказывать свою точку зрения по всей Европе — но врачебное сообщество воспринимало идею того, что врачи сами заражают и фактически убивают людей, в штыки. Земмельвейс столкнулся с абсолютным неприятием своих идей. Его довели до ручки и обманом поместили в психиатрическую лечебницу, где он и умер.

 

Но именно благодаря ему наступил прогресс человечества. Именно благодаря его индивидуальному исканию первопричин проблемы — вопреки коллективу. Именно благодаря его неучастию в коллективной выдумке врачебного сообщества. Именно благодаря его стремлению к истине и его неудовлетворенности верой.

 

А от коллективной веры в выдумку зависит вовсе не прогресс человечества, а стояние человечества на месте.

 

«Торговая марка» Харари как автора состоит в том, что он рассматривает успех вида Homo sapiens — я уж не говорю об отдельном человеке — как случайный и преходящий, как один в ряду многих. В этом проблема всех эволюционных теорий. Проблема эволюционного взгляда на вещи, по моему мнению, это коллективизм. Реально существует и выживает популяция, а индивид не имеет большого значения, считает эволюционизм. Харари охватывает единым взором настолько огромный кусок истории, такую огромную территорию, что он совершенно не способен разглядеть с подобной высоты личность. Такой уровень научного обобщения настолько абстрактен, что оказывается слеп и глух к истине. Человеческая деятельность есть вовсе не закономерный популяционный феномен. Настоящая человеческая деятельность — это личный поиск истины вопреки довлению популяции.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии?

Присоединяйтесь к сообществу «Директор по развитию» в фейсбуке: директорпоразвитию.рф

Присоединяйтесь к Telegram-каналу «Директор по развитию»: https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
305
Войти
в библиотеку компании