Проблема серийного предпринимателя

«Зачем мне стратегия, если я и так знаю, что мне нужно делать?». Такой вопрос задал недавно один предприниматель. «У меня и так есть приоритетные проекты — их нужно брать и делать. Мне скорее нужно не стратегическое планирование, а наемный оперативный директор, который поможет мне реализовать задуманные мной стратегические планы».

 

Недавно общались с одним серийным предпринимателем по поводу стратегии его бизнеса. «Зачем мне проводить стратегическую сессию и вырабатывать стратегию, когда я и так прекрасно знаю, что мне нужно делать?», — воскликнул предприниматель, — «У меня есть 27 приоритетных проектов, которые нужно реализовывать».

 

Такое количество приоритетных проектов означает полное отсутствие приоритетных проектов! Наш знакомый предприниматель искренне убежден, что у него есть стратегия — но у него она полностью отсутствует.

 

Если коротко обрисовать ситуацию: у этого человека есть ряд действующих бизнесов, слабо связанных друг с другом, и, похоже, ни один из них не чувствует себя по-настоящему хорошо на своем рынке. Один из его бизнесов разваливается прямо на глазах: разногласие с партнерами. Но при этом у предпринимателя есть целая куча новых задумок, новых проектов, которые он хочет реализовывать.

 

«Я и так прекрасно знаю, что мне нужно делать» — в этом самое главное препятствие для развития. Почему? Потому что подобным отношением мы закрываем для себя возможность изменения своей точки зрения. А именно в изменении нашей точки зрения кроется главный секрет прогресса. «Свобода начинается с сомнения», — сказал кто-то из великих. Стратегическое развитие начинается с сомнения в том, что у тебя есть стратегия.

 

Из всякого предпринимателя «хлещут» возможности. Проблема, как правило, не в нехватке возможностей, но в их переизбытке. «Мне нужен человек, наемный директор, который будет за меня это все делать, потому что я не успеваю», — сказал нам наш знакомый предприниматель. Человек безусловно нужен, но проблема несделанного выбора все равно остается.

 

Стратегия это выбор. Десятки приоритетных проектов — это полное отсутствие стратегии.

 

А наемный директор, вообще-то, в конце концов — за вас, за предпринимателя, сделать выбор не сможет. Свой выбор вы должны сделать сами.

 

Председатель совета директоров нашей компании и крупнейший специалист по стратегии в России профессор Александр Николаевич Сазанович подчеркивает, что в стратегии есть так называемая «проблема первой строки». Если ты решил проблему первой строки — т. е. ты знаешь, что должно идти первой строкой в твоей стратегии — то вслед за этим выстраивается и вторая строка, и третья — и выстраивается вся стратегия.

 

Все люди жалуются на память, никто не жалуется на интеллект, съязвил, по-моему, Ларошфуко. Все управленцы и предприниматели жалуются на проблему с исполнением стратегии, но не на проблему с самой стратегией. Стратегия безупречна, это исполнители не могут сделать как надо, сетуют они.

 

Один из главных управленческих недосмотров в России, по мнению профессора Сазановича — это нехватка, если не полное отсутствие проектов «на исследование». Подавляющее большинство проектов, запускаемых и реализуемых в России, являются проектами класса «на исполнение». Российские предприниматели и управленцы действуют по принципу «зачем думать, трясти надо». Считается, что если есть проект — его нужно делать без разговоров и все. В результате россияне бездумно запускают большое количество проектов, которые никому не нужны — просто потому что решение об их запуске было принято не по итогам исследования, а эмоционально.

 

Эти 27 проектов, о которых сказал нам наш знакомый предприниматель, нельзя принимать за чистую монету. Они являются лишь гипотезой. Отнюдь не факт, что их реализация принесет предпринимателю прибыль, а не убыток. Что нужно сделать предпринимателю? Ему нужно перевести данные проекты в режим проектов «на исследование» — поручить их сотрудникам с тем, чтобы те подготовили по ним короткие «бизнес-планы на салфетке». И по итогам проведенных исследований следует провести стратегическую сессию, в процессе которой выбрать один-два проекта, которые представляют собой «верняк». И именно эти один-два проекта сфокусироваться и сделать — и извлечь прибыль, которая создаст плацдарм для дальнейшего развития, для следующих проектов.

 

Проблема серийного предпринимателя вовсе не в том, что ему нужен наемный управленец для претворения его замыслов в жизнь. Проблема серийного предпринимателя состоит в том, что он проводит слишком дорогие бизнес-эксперименты. Он расплачивается своим капиталом и временем своей жизни за низкое качество собственного стратегического планирования.

 

Есть такой бизнес-тренер в России, его зовут Михаил Дегтярёв. Главное препятствие для развития — это размытые ценности, говорит он. Мы лишь хотим добавить к этому, что проблема размытых ценностей касается вовсе не (только) абстрактных ценностей — любви, дружбы, родины и т. п. — а вполне конкретных ценностей, которыми мы оперируем каждый день в своей работе. Мы тратим себя на дурные бизнес-проекты, которые вообще не следовало бы делать, и бесконечно откладываем те проекты-«жемчужины», которыми следовало бы заняться прямо сейчас, отставив в сторону все остальное. Мы не отделяем зерна от плевел в своей деятельности ровно потому, что нам кажется, что мы это уже сделали. У нас плохая стратегия — именно потому что нам кажется, что стратегия нам не нужна, т. к. она у нас уже есть, ведь «мы и так прекрасно знаем, что нам нужно делать».

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии? Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу «Директор по развитию»:

https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
473
Войти
в библиотеку компании