Сделайте же наконец стратегию по Майклу Портеру!

У возможностной школы стратегического планирования и у культового стратегического мыслителя Майкла Портера гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд.

 

Долгое время мы были уверены, что тот подход к бизнес-стратегии, который мы практикуем в РКГ «Стратегии устойчивого развития», сотрясает устои и противостоит здравому смыслу. Настолько он радикально отличен от всего того, что люди знают и делают в сфере выработки стратегии, что нам сложно ощутить себя плечом к плечу с нашими управленческими «коллегами по цеху».

 

Но есть и еще один подход, который так же в корне противоречит всем «лучшим практикам» в сфере стратегического планирования.

 

Это подход Майкла Портера.

 

Все говорят о Майкле Портере, но никто не делает того, о чем он говорит!

 

По сути, Майкл Портер утверждает всего две главные вещи по поводу стратегии, два ключевых тезиса:

  1. 1. Стратегия — это выбор. Стратегия — это не видение, не цель, не план, не программа и не бюджет. Стратегия — это недвусмысленное принятие решения о рыночных приоритетах бизнеса. Иначе, если цели заявляются, а выбора при этом не делается, есть риск «застрять посередине». Данный тезис в деталях описан в первой книге американского профессора под названием «Конкурентная стратегия».
  1. 2. Стратегия состоит из мелочей. Рыночное конкурентное преимущество организации не происходит из одного какого-то ресурса, но «собирается по крупицам» из многих источников и видов деятельности. Даже вроде бы второстепенные процессы могут содержать конкурентное преимущество. Общий стратегический успех компании складывается из вроде бы — по отдельности — незначительных возможностей, рассредоточенных по всем видам деятельности компании, по всей ее «цепочке создания ценности». Данная мысль подробно проработана во второй книге Майкла Портера — «Конкурентное преимущество».

 

Весь наш обширный консалтинговый опыт категорическим образом подтверждает эту картину. Мы практикуем «возможностный» подход к бизнес-стратегии, выработку стратегии в формате структурированного «разговора о возможностях», или стратегической сессии. У возможностной стратегической сессии есть две ключевых характеристики, которые делают ее чрезвычайно эффективной на практике.

 

Во-первых, возможностная стратегическая сессия позволяет принять ясное коллективное решение по поводу приоритетных возможностей в бизнесе — сделать выбор одного в пользу другого. Возможностная стратегическая сессия позволяет решить, согласно выражения профессора Сазановича, «проблему первой строки» — проблему выбора того, что должно быть написано самой первой строкой в стратегии, выбора самого острейшего и первейшего приоритета бизнеса.

 

Во-вторых, на возможностной стратегической сессии в подавляющем большинстве случаев по итогам группового обсуждения «побеждают» и становятся первоприоритетными вовсе не глобальные цели руководства, но улучшения, предложенные сотрудниками — второстепенные детали, немагистральные пути развития, «мелочи».

 

Стратегия, согласно возможностного подхода, есть выбор мелочей. Выбор тех мелочей, в которых кроется дьявол конкурентного рыночного успеха.

 

Возможностная стратегия более «портерианская», чем все потуги традиционной школы планирования — считающей, что стратегия состоит из миссии, целей, SWOT-анализов, планов мероприятий и бюджетов.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
245
Войти
в библиотеку компании