Сделка по поводу сделок, или Как пошатнуть власть платформ над производителями

Платформы знают о своих участниках слишком много не только в контексте частной жизни, но и в контексте промышленных бизнес-взаимодействий тоже. Кому принадлежит информация о вашем предприятии, о свойствах и конкурентных преимуществах производимой вами продукции? Отраслевым ассоциациям и объединениям следует обратить пристальное внимание на этот вопрос, дабы предприятия-участники не «попали в лапы» к платформам-монополиям.

 

Есть рейтинги водителей такси в системе «Убер»: «Лучше всех знает город», «Приятная беседа», «Чистый автомобиль» и прочее. Пассажиры, осуществив поездку, ставят свою оценку водителю по этим параметрам. Система «Убер» затем сводит все вместе, считает и выставляет водителю среднюю арифметическую оценку по всем поездкам. Похожим образом водители ставят оценки и пассажирам. «Табель за четверть», «модель конкурентных преимуществ» участников рынка, таким образом, объективно формируется и позволяет в дальнейшем всем участникам принимать квалифицированные решения о сотрудничестве.

 

Но что если «Убер» по ночам тихонечко корректирует рейтинги так, что никто не замечает? (Ведь эта компания прославилась своими подковерными подходами: помните, как они не давали сотрудникам мэрий городов заказывать такси — те получали сообщение «Нет свободных машин» и, соответственно, не могли оценить оказываемую услугу и сделать «оргвыводы»? То, что выглядит объективностью, может вдруг оказаться субъективно наводимой конструкцией, конъюнктурной выдумкой платформы.)

 

В этом состоит один из ключевых рисков платформизации рынков — информация о взаимных позициях участников рынка, помогающая покупателям принимать покупательские решения, хранится не в неприкосновенном месте, а у одного из участников этого рынка! Многие рынки попадают в «заложники» к своим платформам. Конкретные лица и организации приобретают колоссальную власть — ведь они мановением руки распоряжаются судьбами остальных участников — помещая их «выше» или «ниже» в тех или иных выкладках, предоставляемых в ответ на запрос другим участникам, либо даже исключая из участия в платформе вовсе.

 

Что же делать отраслям и рынкам? Как защитить себя от произвола?

 

Продолжая ранее начатую заметку о том, «Как блокчейн может спасти нас всех от лимонов» (http://стратегическаясессия.рф/как-блокчейн-может-спасти-нас-всех-от-лимонов), хочется отметить, что именно блокчейн и смарт-контракты являются той технологией, которая может спасти отрасль как от информационной непрозрачности, так и от возможных манипуляций и махинаций со стороны недобросовестных лиц. Не платформа, а именно блокчейн и смарт-контракты.

 

Мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» давно столкнулись со следующим удивительным и парадоксальным явлением: оказывается, прежде чем разработать стратегию, нужно «разработать стратегию разработки стратегии». Прежде чем договориться, нужно договориться о том, как мы будем договариваться! Прежде чем заключать сделки на рынке, нужно заключить сделку о том, как мы будем заключать сделки.

 

Есть два вида сделок:

  1. 1) Сделки на поводу продукции.
  1. 2) «Мета-сделка» по поводу позиций участников на рынке.

 

Нельзя отдавать второе — «мета-сделку» — «на откуп» платформе, действующей в конкретных частных интересах! Мета-сделка должна быть максимально осознанной, объективной, прозрачной и справедливой. Ведь от нее зависит слишком многое: от нее зависят все последующие решения, принимаемые участниками отрасли, клиентами, в рамках пункта №1, в рамках «сделок по поводу продукции».

 

Одно дело — собственно сами рыночные взаимоотношения. Да, безусловно, они могут быть превращены в смарт-контракты, которые осуществляются объективным образом, и итоги которых записываются в общерыночный блокчейн. Если смарт-контракты подходят для осуществления транзакций, актов купли-продажи на конкретном рынке, это прекрасно.

 

Но ведь есть еще и первоначальная информационная основа для осуществления транзакций — доступная покупателям информация об участниках рынка, о свойствах и конкурентных преимуществах предлагаемой ими продукции. Данная критически важная рыночная информация может и должна быть не конъюнктурным поветрием или наитием, не капризом платформы, но объективно и справедливо сформированным смарт-контрактом. Возможно, самое главное, чем могут помочь смарт-контракты, основанные на блокчейне — это создать объективную неманипулируемую информацию о рынке для всех его участников; устранить возможность того, что убер-специалисты могут «похимичить с нашими рейтингами», с нашими позициями на рынке; обеспечить надежность и достоверность тех «разведданных», которые получает о нас как потенциальных поставщиках в электронном пространстве наш потенциальный клиент, прежде чем он сделает свой рыночный выбор. «Ландшафт» отрасли не должен быть предметом волюнтаризма или монополизма со стороны конкретной организации, контролирующей отраслевую платформу, но может и должен быть объективной и «не вырубаемой и топором» записью в блокчейне.

 

Антомонопольные службы предотвращают сговор с целью повышения цен, но они ничего не имеют против «сговора с целью повышения конкурентных преимуществ» — попытку компаний отразить в общественном пространстве свои преимущества, свои отличия от других поставщиков отрасли. «Посмотрите, как прекрасно стирает наш порошок. А теперь сравним с обычным порошком».

 

Мета-сделка о свойствах и конкурентных преимуществах продукции, договоренность о свойствах наших «порошков», осуществляемая между нами, участниками рынка в формате смарт-контракта, является демонополизацией рынка по отношению к участнику, контролирующему платформу, контролирующему то «единое окно» на этом рынке, в которое обращается потенциальный покупатель. И если в вашей отрасли подобного «единого окна» еще нет, то не волнуйтесь, скоро будет! Слишком большое удобство подобное «единое окно» предоставляет клиенту, чтобы тот мог от него отказаться.

 

Многие крупные заказчики в настоящее время переходят на систему закупок, основанную на рассмотрении «перечня аналогов». Но что такое «перечень аналогов»? Перечень аналогов есть тот состав поставщиков, тот альтернативный перечень видов продукции, которые могут удовлетворить мою потребность как клиента, и который в мою сторону выдает на рассмотрение электронная система. Перечень аналогов есть тот состав автомобилей такси, который показывает мне «Убер» в моей окрестности как соответствующий моим требованиям, когда я делаю туда запрос. «Перечень аналогов», по сути, есть не что иное как «выборка» из модели конкурентных преимуществ участников отрасли, выборка из той «мета-сделки» по поводу позиций участников отрасли, которая производится «под запрос клиента», в зависимости от параметров его потребности.

 

Серьезно настроенным отраслям экономики нельзя отдавать этот процесс в «загребущие» монополистические руки платформ. Необходимо договариваться об этих «перечнях аналогов» самим, и вносить свою договоренность в смарт-контракт, записанный в блокчейне. Необходимо самим создать «платформу для платформ», первичную информационную основу для возникновения платформ — и самим участникам отрасли владеть этой первичной информационной основой.

 

В мире сейчас идут большие «бодания», связанные с спором о том, кому юридически принадлежит информация на платформах. Те личные новости, которые мы пишем в свою ленту в фейсбуке — это наша личная интеллектуальная собственность, или фейсбуковская, которую фейсбук может использовать по своему усмотрению? Примерно те же этические и теоретико-юридические споры вот-вот начнутся и на промышленных рынках. Информация о производителях, информация о свойствах и конкурентных преимуществах продукции производителей вот-вот станет предметом споров и разбирательств. Это слишком важная информация, чтобы не обращать внимание на то, кто ею владеет и контролирует, и какими мотивами и целями он руководствуется при этом.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии?

Подпишитесь на нашу рассылку

Присоединяйтесь к сообществу «Директор по развитию» в фейсбуке: директорпоразвитию.рф

Присоединяйтесь к Telegram-каналу «Директор по развитию»: https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
327
Войти
в библиотеку компании