Секрет успешных корпоративных преобразований — дайте людям инструменты

Как с учетом всего набора довлеющих ограничений реально добиться положительных сдвигов в практике работы как самого себя, так и своей команды и компании? Как решительным образом поменять соотношение «полезных» и «вредных» привычек в корпоративном организме? Это нельзя сделать лобовым усилием воли. Гораздо эффективнее попытка «перехитрить организм» через экспериментирование с новыми управленческими инструментами.

 

В бизнесе человек как правило действует в рамках множества ограничений — ресурсных, временных, когнитивных и психологических, социальных, рыночных, государственных. Есть мириад причин, по которым мы себя ведем именно так, а не иначе, и что-либо поменять в себе и своих повадках очень сложно. «Колея» крепко держит нас за горло. Человек не может совершить резкий прыжок «из царства необходимости в царство свободы». Природа вообще не допускает прыжков. Наши протоптанные тропы и опробованные нами образы действий в нас вцепились и не дают нам продыху и надежды. «Привычка свыше нам дана: замена счастию она».

 

«Толстый курильщик» знает свою стратегию — ему нужно бросать курить и начинать заниматься спортом. Проблема в том, что он не знает как это воплотить в жизнь, как поменять самого себя. Если он будет действовать просто волевым усилием, «в лоб» — он ничего не добьется, его «колея» одержит над ним верх. Культовый автор Стивен Кови предложил нам всем «семь привычек высоко эффективного человека». Но как к ним придти?

 

Ответ таков: человека — и компанию в целом — меняет опыт использования инструментов. Если я опробовал новый инструмент в работе, и я получил результат, и мне понравилось — я теперь всегда буду «носить с собой» этот инструмент и применять его к месту и не к месту. Этот инструмент войдет в мою привычку: вы с собаками меня от него не оттащите! Фишка заключается в том, что нужно заставить себя (команду) опробовать широкий спектр различных инструментов. Что-то обязательно приведет к продуктивному результату — и в итоге новый образ действия через получение этого результата войдет в практику, в привычку, и поменяет организацию.

 

Как реализовать этот подход на практике? Нужно составить длинный список интересных и потенциально полезных управленческих и рыночных инструментов, которые можно было бы попробовать поприменять в деятельности. Затем нужно провести расширенное внутреннее совещание-семинар по этим инструментам — рассказать о каждом из них коллегам и добиться у них ответа, какие из этих инструментов показались им любопытными, и какие они хотели бы опробовать на практике.

 

Это могут быть самые различные управленческие и просто общечеловеческие инструменты, приемы, подходы, схемы и хитрости — начиная с расстановки приоритетов по матрице «важное/срочное» Эйзенхауэра-Кови и составления интеллект-карт, заканчивая чтением книг и применением особых переговорных техник.

 

В процессе подобного занятия можно попросить коллег заполнить индивидуальный чек-лист и «проголосовать» за каждый презентуемый управленческий инструмент по графам «Могу», «Хочу», «Делать больше», «Что конкретно буду делать». Вот как может выглядеть подобный чек-лист:

 

Секрет успешных корпоративных преобразований — дайте людям инструменты

Иллюстрация. Пример чек-листа по новым управленческим инструментам или «привычкам»

 

Наша рекомендация — внедрять новые бизнес-практики не «широким фронтом», не директивным «общим бизнес-процессом», но позволить людям самим выбрать желаемые подходы из предлагаемого «меню», раззадорить их азарт к тому, чтобы попробовать тот или иной инструмент в работе. Самое главное — не продавить изменения авторитарным образом, но «выиграть человека», сделать так, чтобы человек сам нашел для себя полезное и прогрессивное, и сам выбрал его. Ведь в конечном итоге нам нужно не формальное внедрение новых порядков, но полученный человеком «успешный опыт», возросшая производительность, устойчивый и растущий бизнес-успех.

 

Даже если каждый участник вашей команды опробует на практике всего 5-7 инструментов и в конечном итоге адаптирует всего 2-3 новых привычки из всего большого перечня — компания в целом преобразится. Как сказано в пословице? Посеешь мысль — пожнешь действие, посеешь действие — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии? Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу «Директор по развитию»:

https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
711
Войти
в библиотеку компании