Сколько участников должно быть на стратегической сессии?

Каков оптимальный количественный состав эффективной стратегической сессии? Сколько на ней должно быть участников, чтобы, с одной стороны, обеспечить необходимое разнообразие точек зрения и плодотворную дискуссию — а с другой стороны, не превратить мероприятие в бедлам? Есть разнообразные рекомендации на этот счет, и есть наш практический опыт.

 

Мы регулярно слышим данный вопрос от клиентов. Короткий ответ на этот вопрос следующий. Оптимальное количество участников на стратегической сессии — от 15-ти до 25-ти человек.

 

Чувствую, как поднимаются в удивлении брови аксакалов менеджмента.

 

Да, именно так — от 15-ти до 25-ти. Я понимаю, что противоречу канонам. Ведь традиционная рекомендация говорит о том, что эффективная работа в группе происходит, если группа содержит 7 плюс-минус 2 человек, то есть от 5-ти до 9-ти человек. Но видимо, в данной традиционной рекомендации имеются в виду какие-то другие группы — не те, что вырабатывают стратегию. На основании нашего обширнейшего опыта ответственнейшим образом вам заявляю, что наиболее эффективная работа по выработке стратегии происходит в группе из 20-ти плюс-минус 5-ти участников.

 

Именно при подобном количестве участников возникает требуемое разнообразие точек зрения, при этом сохраняется в достаточной степени высокий уровень участия каждого в дискуссии (иначе, при очень большом составе участников люди превращаются из соавторов мероприятия — в пассивных слушаетелей).

 

Безусловно, я здесь имею в виду не спонтанную стратегическую сессию, проводимую без подготовки, а именно двухдневную «возможностную» стратегическую сессию, проводимую по авторской методологии РКГ «Стратегии устойчивого развития» — которая включает в себя интенсивную предварительную заочную проработку участниками стратегической сессии конкретных действенных возможностей — и затем структурированное «перекрестное» обсуждение докладов о возможностях на самой стратегической сессии.

 

Стратегические сессии, которые проводятся без подготовки, могут быть более гибкими с точки зрения количества участников. Но они и содержательно менее глубоки и результативны. Гибкость в области количества приводит к гибкости в области качества!

 

Конечно интервьюировать на этапе подготовки можно и большее количество людей — не все интервьюируемые, не все источники информации, использованные на этапе формирования повестки стратегической сессии, должны обязательно стать докладчиками на самой сессии. Круг опрашиваемых может быть шире. Отдельные интервью (или эпизоды из этих интервью) могут быть смонтированы в виде видеоролика для участников мероприятия. Например, это могут быть интервью с клиентами или с удаленными стейкхолдерами компании.

 

Прекрасной практикой является так же приглашение одного-двух клиентов компании на саму стратегическую сессию. Их присутствие «добавляет жару» и «повышает градус» разговора на сессии.

 

Некоторое время назад мы громогласно заявляли принцип «Нет пассажиров» — докладывать должны все участники, никто не может «отсидеться в сторонке». Сегодня мы пришли к тому, что, все-таки, не обязательно все участники стратегической сессии непременно должны быть в докладчиках. Кто-то может просто принять участие в обсуждении, и этим ограничиться. Это допустимо. Главное, чтобы они принимали деятельное участие в обсуждении.

 

Может ли один и тот же участник подготовить более одного «возможностного» доклада на стратегическую сессию? Да, может. Легко. Вместе с тем, лучше ограничиться максимум двумя докладами на одного человека. Иначе возникает серьезный риск поверхностной подготовки: человек просто не сможет хорошо подготовиться и хорошо раскрыть все темы, за которые он лихо взялся, для коллег.

 

Самый главный секрет, который позволяет продуктивно проводить обсуждение в рамках большой группы — это работать по регламенту. Необходим четкий продуманный алгоритм работы. Творчество должно быть дисциплинированным. И разговор о стратегии здесь не исключение.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии?

Присоединяйтесь к сообществу «Директор по развитию» в фейсбуке: директорпоразвитию.рф

Присоединяйтесь к Telegram-каналу «Директор по развитию»: https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
369
Войти
в библиотеку компании