Сложи все яйца в одну корзину

Есть проблема со стратегией диверсификации. Подавляющее большинство усилий по диверсификации оказываются «мертворожденными», бесполезными — и даже не просто не приносящими эффекта, но наносящими активный вред бизнесу. Они затягивают предпринимателей в «болото» и губят бизнес.

 

Несколько недель назад один наш клиент — производитель строительных материалов — рассказал об эксперименте по открытию собственного розничного магазина. Эксперимент оказался провальным. Розничный магазин пришлось закрыть.

 

Еще один предприниматель, производитель пищевой продукции, помимо своего основного производства в своем холдинге развивал еще и оказание услуг такси, и рестораны, и разработку программного обеспечения. По нашим последним данным, в ряде этих проектов он потерпел неудачу.

 

Еще один из наших клиентов недавно, вопреки итогам ранее проведенных стратегических сессий (сессий стратегического планирования) — и в обход своих партнеров-соучредителей, в обход действующей корпоративной структуры согласования новых бизнес-инициатив («проектного конвейера») — пустился в диверсификацию, запустил несколько новых бизнес-проектов самостоятельно. Болеем за него, т. к. судьба этого человека нам небезралична, но все равно как профессионалы ждем сейчас ужасных результатов этой авантюры.

 

Многие известные авторитеты в области бизнес-стратегии увещевают против диверсификации в бизнесе, или настаивают на целесообразности прибегания к этой стратегии лишь в самую последнюю очередь. Широко используемая классификация корпоративных стратегий под названием матрица Игоря Ансоффа ставит диверсификацию на самое последнее место. Легендарный автор книг в области маркетинга Эл Райс (соавтор Траута) зачисляет эту стратегию в число «всадников Апокалипсиса» по степени своего пагубного влияния на бизнес.

 

Тем не менее, предприниматели и компании продолжают прибегать к этому подходу к развитию бизнеса при каждом удобном случае и, при прочих равных, с удовольствием пускаются во все тяжкие диверсификации. Предприниматели слишком быстры на открытие новых бизнесов. Трава кажется зеленее на других рынках! Плюс люди действительно пытаются снизить риски, распределить свои вложения по разным рынкам. Определенное влияние здесь, можно предположить, оказывает и школа финансового, биржевого инвестирования: ведь на финансовых рынках — в отличие от «реального» сектора — необходимость диверсификации рисков является одной из фундаментальных и непререкаемых истин.

 

Не клади все яйца в одну корзину, гласит пословица.

 

Это одна из самых вредоносных для бизнеса пословиц! Ведь примеры удачной диверсификации в реальном секторе экономики можно пересчитать по пальцам.

 

Как же все-таки здесь быть? Что делать, если вы все понимаете, но все равно чувствуете необходимость в диверсификации — и готовы решиться на этот судьбоносный шаг, понимая все риски?

 

Один наш клиент, развивая новое направление, сказал: «Я хочу полностью уйти в новый бизнес, и забыть о том, что у меня есть старый бизнес, перепоручить его и махнуть на него рукой. Я хочу, чтобы моя семья жила только за счет результатов моего нового бизнеса».

 

Вот эта предпринимательская фраза, вот это предпринимательское самоощущение, на наш взгляд, является истинным критерием допустимости диверсификации в бизнесе. Спросите у самого себя: «Готов ли я на 100% быть в новом проекте? Готов ли я ради него забыть о своем существующем бизнесе?». Каков ваш ответ на этот вопрос?

 

Если вы не готовы на 100% себя посвятить новому бизнесу — то и не стоит его начинать. Это будет просто пустой растратой ваших ресурсов, ваших нервов, бесценного времени вашей жизни. Риски диверсификации насколько велики, что ничто кроме полной приверженности проекту просто не сработает, не окажется достаточным.

 

Мы понимаем, что вы вряд ли сможете произнести подобную фразу в отношении открытия нового бизнеса, который вы задумали. И правильно! Не стоит! Наша искренняя рекомендация в сторону предпринимателей — положите все яйца в одну корзину. Насколько это возможно отказывайтесь и откладывайте открытие новых видов бизнеса. Поверьте нашему опыту — есть огромный объем возможностей, который вы «недовыработали» в вашем текущем бизнесе. Вероятность достижения успеха и «отдача» от этих возможностей многократно, многократно выше тех перспектив, которые, вам кажется, что вы видите в новых направлениях.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
487
Войти
в библиотеку компании