Смертный грех стратега

Главная ошибка разрабатывающих стратегию — это гордыня, это излишняя опора на собственный просвещенный взгляд на вещи и недоучет мнений команды.

 

Несколько дней назад с коллегами встречались с одним предпринимателем, потенциальным заказчиком нашей услуги по подготовке и проведению стратегической сессии. Человек настолько заинтересовался, что потом в течение суток целых два раза нас инициативно вызванивал и довыспрашивал дополнительные сведения.

 

Но понял он нас превратно. На стратегическую сессию позовем, говорит, 6–7 моих ключевых людей, руководителей подразделений. А «внутрь отделов опускаться», говорит, не хочу, там люди ничего из себя не представляют, просто ходят на работу, «отбывают наказание», а никаких своих идей у них нет, гарантирую, мол, вам.

 

Буквально на каждом проекте мы обнаруживаем, что у лидера, у руководителя есть «слепое пятно», что он не видит целые заводи возможностей, которые видят его люди. И решение задачи под названием «развитие бизнеса», «развитие организации» зиждется не в тех представлениях о бизнесе, которыми обладает руководство, но именно в этих вроде бы незначимых деталях, которые доступны только сотрудникам, но не лидеру. Стратегическая сессия — это не разговор только генералитета между собой. Стратегическая сессия — это широкое синергичное общение ключевых сотрудников компании всех рангов.

 

Стратегия состоит не из масштабных судьбоносных решений, но из мелочей, из крупиц. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», — написала Анна Ахматова. Ровно то же самое следует сказать и о стратегии — о выигрышных моделях поведения в бизнесе и в жизни.

 

С этим тяжело смириться, тяжело переступить через правоту собственного видения ситуации и по-настоящему привлечь сотрудников к разговору о развитии. Но именно это необходимо сделать, если вы хотите, чтобы ваш бизнес, ваша организация обрела «второе дыхание».

 

Вчера коллега пришел со встречи с еще одним потенциальным заказчиком, с которым мы дружим много лет. В последний эпизод нашего с ними взаимодействия они решили разработать стратегию по традиционной процедуре стратегического менеджмента, а не по той «возможностно-ориентированной», которую исповедуем и проповедуем мы. Стратегия появилась, очень красивая, внушительная, вдохновляющая книжечка-буклетик. Работа сделана по высшему разряду.

 

Но есть проблема. Заказчику, даже имея эту замечательную стратегию в руках, совершенно непонятно, что же делать дальше. И они нас теперь зовут — теперь, когда стратегия разработана, давайте, мол, проведите нам стратегическую сессию, чтобы мы, наконец, договорились со всеми участниками, что же конкретно мы будем теперь делать. Стратегия — это не монолог, пусть даже и в виде красивого документа, который можно с гордостью демонстировать инвестору. Стратегия — это диалог. Разработанная стратегия отражает точку зрения разработчика, но другие голоса не услышаны.

 

Ключевая характеристика эффективной стратегии — это ее многоголосность, диалогичность, учет альтернативных точек зрения. Жизнь сложнее, чем любая сколь угодно сложная единая концепция. Любая стратегия, которая представляет из себя единую тщательно выверенную, выстроенную и взаимоувязанную концепцию — чересчур проста для того, чтобы быть эффективной, чересчур проста, чтобы соответствовать жизни. 

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
237
Войти
в библиотеку компании