Смерть административного ресурса, или Почему государственные органы вовсю перенимают бизнес-подходы

В бизнесе легко работать над стратегией, т. к. есть конкретный показатель результативности — прибыль. Но как быть при работе над стратегией в государственном и муниципальном управлении, на что ориентироваться? Несколько мыслей вслух по итогам нашей консалтинговой практики. Мы обнаружили, что на самом деле задачи бизнеса и задачи государства очень похожи.

 

Вчера во время презентации нашей технологии стратегического планирования для одного государственного учреждения один из участников, чиновник и госслужащий поинтересовался следующим. «Хорошо», — сказал участник, — «Мы поняли, что вы прекрасно умеете работать с бизнесом. Но ведь в бизнесе есть объективный показатель деятельности — прибыль. Какие же цели, какие показатели вы рассматриваете на стратегических сессиях в государственных органах?».

 

И мы рассказали о своем опыте работы с муниципалитетами. В частности, мы рассказали о том, что хотя, действительно, в государственном, в муниципальном управлении нет такого универсального показателя эффективности как прибыль, там все же есть ряд количественных индикаторов, на которые можно и нужно ориентироваться в выработке стратегии. Эти достаточно объективные параметры и критерии позволяют сфокусировать стратегическое планирование и обсуждение на стратегической сессии именно на тех идеях и гипотезах, которые принесут обществу (муниципалитету, региону) максимальную пользу.

 

Сюда входят такие показатели как внутренний региональный продукт, численность населения, объем и динамика инвестиций, туристический поток, объем налоговых отчислений и т. д. Особое значение, особенно для провинциальных городов, носит показатель численности населения. Именно население является тем основным экономическим звеном, которое влияет на все остальное. Именно от количества и динамики притока/оттока людей зависят напрямую и объем и динамика валового продукта, и инвестиции, и образовательная, и культурная активность, и налоговые отчисления и т. д.

 

Проводя вчерашнюю презентацию в госучреждении, мы, честно говоря, даже не стали ее нисколько адаптировать. Ведь из нашего опыта, государственные чиновники завороженно слушают и воспринимают бизнес-подходы, и с удовольствием и азартом их перенимают в своей деятельности. И это хорошо. И это правильно.

 

Ведь, как известно, вовсю идет так называемая кросс-секторальная «конвергенция» управленческих подходов. Бизнес, государство, гражданское общество — все переходят на «бизнесовые» рельсы в своей работе. Дело в том, что административный ресурс исчез, нет больше никакого административного ресурса. Нет больше никакой «халявы», но все находятся в беспощадном океане рынка. Все вынуждены конкурировать со всеми. Конкурировать сегодня приходится далеко не только в бизнесе за клиентов, но так же и в государственном и муниципальном управлении — за жителей, за инвесторов, за туристов, за студентов, за внимание публики и вышестоящих органов управления. В современном мире у каждого из нас есть громадный выбор. Ни одна юрисдикция, ни одна форма власти над ситуацией не является более незаменимой. «Смерть власти», мне кажется, называется одна нашумевшая современная книга. Никто не может просто требовать ресурсы в сегодняшней общественной действительности, но каждый стоит «голый» на простреливаемом со всех сторон всеми ветрами открытом пространстве и каждый, независимо от административного статуса, должен стараться быть привлекательным для того, чтобы уметь «завлекать» ресурсы. Именно для этого и нужна «бизнес»-стратегия, и именно поэтому она уместна.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии?

Подпишитесь на нашу рассылку

Присоединяйтесь к сообществу «Директор по развитию» в фейсбуке: директорпоразвитию.рф

Присоединяйтесь к Telegram-каналу «Директор по развитию»: https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
322
Войти
в библиотеку компании