Снискать благодать: сверхэффект от принятия решений

Сунь-цзы сказал: «Выигрывай бой до его начала». Но оказывается, бой можно выиграть много после его окончания — и это может быть самой сладкой победой.

 

Зачастую вторичные, долгосрочные последствия оказываются важнее первичных — важнее наших намерений, целей и действий. Важнее всего не то, как ты хотел поступить, а то, как ты реально поступил. Ярче всего данную реальность описал Виктор Степанович Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

 

Недавно один наш клиент, Юлия Чудинова из компании SIKE, высказала короткую реплику об отложенных эффектах проведенной возможностной стратегической сессии. Руководитель ссылается на то, как ее компания на протяжении нескольких лет кратно выросла. Данный рост нельзя непосредственно стопроцентно увязать с проведенной несколько лет назад стратегической сессией — вместе с тем, случился бы он, если бы стратегической сессии не было? Слова от первого лица: https://стратегическаясессия.рф/отзыв-компании-sike-о-проведенной-стратегической-сессии

 

Насколько я понимаю, у социальных психологов есть понятие о weak ties, о «слабых связях». Реальное русло человеческого прогресса — это не просто связи с людьми, но связи слабые, второстепенные. Локус развития ситуации для вас — это не ваши знакомые, но знакомые ваших знакомых, те люди, которых вы не знаете лично, но которых знают ваши друзья, близкие и коллеги. Именно от знакомых знакомых приходят инновации, новые возможности, новые веяния.

 

Но я бы в связи со всем этим вообще говорил о принципе центральности второстепенного в бизнес-стратегии и в обычной жизни: https://стратегическаясессия.рф/хвост-вертит-собакой,-или-о-стратегическом-превосходстве-второстепенного-над-главным

 

Принцип «непрямого действия», «деятельного бездействия» можно еще встретить у авторов по военной и бизнес-стратегии, у древних восточных мыслителей. Как же задействовать этот принцип? «Человек предполагает, а Бог располагает», — гласит поговорка. Однако же не факт, что Бог будет располагать, если человек не будет предлагать!

 

Позавчера к нам в гости заехал один из наших давнишних клиентов и поведал просто «триллер» о тех процессах, которые происходят в его бизнесе. В процессе подготовки и проведения стратегической сессии в его компании несколько лет назад был высказан ряд «сумасбродных гипотез» о том, как компания могла бы развиваться. Их сразу же «отсеяли» и даже не стали выносить на стратегическую сессию: настолько они были надуманными, «притянутыми за уши», невероятными, слабо реализуемыми. Стратегию сформулировали совершенно несвязанную с этими идеями.

 

Но сегодня, по прошествии лет, многие из этих сумасбродных бизнес-идей вдруг оказались так или иначе реализованными, и даже приносят прибыль. И это в дополнение к тому росту прибыли, который возник в результате сознательно сформулированной стратегии. Идеи воплотились в жизнь самостоятельно, помимо осознанного намерения воплотителя, хотя, конечно же, жизненно важный вклад воплотителя состоял в том, что он не сопротивлялся их самостоятельному воплощению — ему хватило дальновидности и терпения на то, чтобы позволить незапланированной стратегии реализоваться.

 

Как же обуздать принцип «деятельного недеяния», принцип «незапланированных эффектов», принцип «выигрывания войны без боя»?

 

Мы договорились с нашим клиентом о проведении следующей, очередной возможностной стратегической сессии для его группы компаний в этом году. Уверен, что у этого мероприятия так же будет два «яруса» эффектов — рост прибыли от идей, принятых к реализации, и рост прибыли от идей, которые будут отсеяны, но которые лишь прозвучат в атмосфере коллектива, но при этом западут в умы и сердца людей.

 

Вот так и имеет место «запланированная эмерджентность» (planned emergence), «покупка лотерейного билета», «воздаяние праведника». «Просите, и дано будет вам», — сказано в Священном Писании. Выдвигайте гипотезы, и дано будет вам — скажем мы.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
180
Войти
в библиотеку компании