Стратегии витают в воздухе

Инновационные идеи, даже пришедшие именно нам в голову, не являются нашим эксклюзивным достоянием. Наша стратегия во многом есть не наша личная или корпоративная заслуга, но «веяние времени». И поэтому необходимо действовать своевременно, иначе «окно возможностей» захлопнется.

 

Регулярно приходится сталкиваться с инновационными проектами, с хайтек-сферой. Несколько лет назад познакомились с ярким представителем этой культуры. Прекрасный харизматичный предприниматель и абсолютно помешанный на стартап-культуре человек. И этот человек поведал нам страшную тайну диджитал-инноватора — глубинный гложущий страх, что если ты замешкаешься, тебя обойдут на повороте. Если ты слишком долго «запрягаешь», конкуренты опередят и сделают твой проект, твою гениальную задумку лучше и быстрее тебя. И ты останешься ни с чем.

 

Многие знают про гибкие подходы к управлению проектами «аджайл», про стремление как можно быстрее создать и вывести на рынок «минимально достаточный продукт», или MVP (minimally-viable product). Но при этом многие руководители думают об этих подходах в широком смысле как о повышающих эффективность методиках. На деле же, эти ускоряющие подходы, возможно, являются просто совершенно единственным шансом на то, чтобы преуспеть на рынке высокотехнологичных инноваций. Необходимо реализовывать проекты быстро не из общих соображений, но просто потому что другой возможности нет: конкуренты «дышат в затылок».

 

Дело в том, что «идеи витают в воздухе».

 

На протяжении более чем двух тысяч лет геометрия — после открытий Пифагора и Евклида — оставалась практически неизменной. И вдруг, в середине девятнадцатого века, независимо друг от друга, но при этом практически одновременно Гаусс и Лобачевский открыли неевклидову геометрию — основанную на отрицании аксиомы о непересечении параллельных прямых.

 

Что же мешало начать задавать вопросы по поводу этой аксиомы ранее? Почему нужно было ждать две тысячи лет, чтобы подвергнуть ее сомнению? Хороший вопрос!

 

По всей видимости, наши идеи и стратегии не принадлежат нам в полной мере, по всей видимости поступь идей является скорее достоянием человечества, чем нашим личным достоянием. Ведь наши идеи рождаются нами не в вакууме, но в непрерывном «разговоре» с человечеством — поэтому одни и те же идеи рождаются в головах многих людей сразу.

 

Проблема с инновационными идеями и проектами состоит в том, что, когда они пришли, нужно успевать их делать — иначе через месяц, через полгода или через год их сделает кто-то другой, даже если вы будете держать рот на замке. Ведь «ничто не может остановить идею, время которой пришло»!

 

Именно поэтому, в частности, в нашей практике в РКГ «Стратегии устойчивого развития» мы отдаем предпочтение «ближним стратегиям», «журавлям в руках», тем идеям, которые могут быть воплощены быстро. Долгосрочные цели и планы, с нашей профессиональной точки зрения, во многом пустая фантазия.

 

N. B. И вместе с тем, здесь важно не «переборщить» со спешкой, не пуститься во все тяжкие. Ведь первопроходцам «достается по первое число». Вспомните, например, полную неудачу компании Apple с «портативным цифровым помощником» Newton в 90-х годах (и сравните ее с их фантастическим успехом с «портативным цифровым помощником» iPhone в 2000-х годах). С идеей можно выйти на рынок не только слишком поздно, но и слишком рано. Каким-то образом нужно суметь вписаться между «Сциллой и Харибдой» — между старой реальностью, когда ваша инновация еще не актуальна для человечества, и новой реальностью, когда ваша инновация является уже общим местом. Еще немного о «преимуществе отстающего» вот здесь: https://www.стратегическаясессия.рф/выходи-вторым,-приходи-первым

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
291
Войти
в библиотеку компании