Стратегия дебережливизации производства

Иногда вложения в запасы — почти что вложения в недвижимость. Иногда отказ от фокуса на профильных видах деятельности спасает компанию от западни.

 

Некоторое время назад мы уже писали, как один из наших клиентов занимается «целенаправленным ухудшением» собственных производственных процессов. Доминирующие мировые подходы в области управления производством рекомендуют и предписывают такие вещи как уменьшение если не устранение запасов, вывод вспомогательных производств на аутсорсинг и концентрацию на профильных видах деятельности. А наш клиент делает все наоборот. Он увеличивает запасы. Он возвращает ранее выведенные на аутсорсинг звенья производственной цепочки назад «под крышу предприятия».

 

Ссылка на заметку про нашего клиента: https://стратегическаясессия.рф/производственный-гамбит-снизить-эффективность,-чтобы-повысить-ее

 

Сегодня коллега и специалист по бережливому производству — которое собственно и является одной из школ подобной оптимизации — высказал начистоту свое мнение.

 

Увеличение запасов, сказал коллега, действительно может приносить положительный эффект. Дело в том, что никто не отменял сезонность. А раз сезонность есть, то есть все предпосылки к тому, чтобы к этой сезонности подготовиться — т. е. увеличить запасы. Во-вторых, в некоторых видах бизнеса запасы являются лучшим видом инвестиций — например, там, где покупаемый актив только растет в цене. Вложения в некоторые запасы — это почти что вложения в недвижимость. Например, сказал коллега, это справедливо для стекольного производства. Сколько бы ты ни вложил в запасы, ты все время выигрываешь, потому что они неизменно дорожают.

 

Древнеримский военный теоретик Вегеций вообще возвел «создание резервов» в краеугольный принцип стратегии. Гораздо лучше, подчеркивает древний мыслитель, создать несколько массивов резервов, нежели чем излишне распространить свою линию фронта.

 

Увеличение запасов вредно и неэффективно. Кроме тех случаев, когда оно стратегически полезно и высокоэффективно.

 

А «расхваленный аутсорсинг», сказал уважаемый коллега-бережливщик, есть вообще западня. Компания выводит определенные процессы за пределы предприятия — и, нисколько не приобретая в качестве, лишь теряет над ними контроль. Одна компания вынесла ремонтные процессы в аутсорсинг — и попала к новорожденной выделенной организации «в заложники». Основное производство все равно вынуждено безальтернативно закупать ремонтную услугу в этом подразделении, потому что оно есть подразделение группы компаний, и потому что там это делать все равно дешевле по многим причинам. Но при этом новая организация вовсе не обязана беспрекословно подчиняться требованиям основного предприятия и может вести себя вальяжно. Новосозданная компания, осуществляющая ремонты, ведет себя как классический монополист, «плюет» на своего клиента и пользуется своим преимущественным положением направо и налево.

 

Хотели как лучше, а получилось как всегда. Хотели повысить эффективность, но снизили конкурентоспособность. Как говорит непревзойденный Майкл Портер, «повышение эффективности — это не стратегия».

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
270
Войти
в библиотеку компании