«Стратегия? Развитие? Да мы и так уже все делаем!»

Многие собственники убеждены, что они все делают правильно, что они хорошие лидеры, они показали своим людям видение, и теперь их предпринимательская задача выполнена, и «мяч» на стороне коллектива. Так ли это на самом деле?

 

«Слушайте, да мы и так все уже делаем из того, о чем вы говорите!», — в определенной точке воскликнул один предприниматель, наш потенциальный клиент, посетитель наших семинаров, с которым мы уже некоторое время общаемся по поводу стратегии его компании. «Лонг-лист гипотез о развитии»? Он у нас есть, у нас в нем порядка четырехсот идей. «Шорт-лист»? Есть. У нас отобран набор приоритетных проектов развития.

 

Но, скажите, уважаемый предприниматель, есть ли ответственность у этих гипотез о развитии? Трепещут ли люди от этих идей, рвутся ли они в бой, готовы ли они свернуть горы, чтобы их воплотить? Или это просто интеллектуальный перечень идей, не имеющий особого морального, решительностного измерения?

 

Вы считаете, что «все понятно», «чего тут думать, трясти надо», что просто наемному директору, которого вы поставили на оперативную ответственность, нужно «поменять модель своего поведения», и все станет хорошо в компании?

 

Но скажите, почему данная линия развития событий — несмотря на всю свою, как вы говорите, очевидность и бесспорность — до сих не воплощена вами в жизнь?

 

Истина заключается в том, что ответы далеко не очевидны. Предположение о том, что текущий подход к развитию компании однозначно верный, и «наемному директору лишь нужно поменять свое поведение», привести его в соответствие с этим подходом (а он, редиска, меняться не хочет!) — есть лишь одно из предположений, лишь одна из гипотез о развитии компании. Одна в ряду многих и многих прочих альтернатив, которые витают в сердцах и головах и отвлекают внимание персонала.

 

Как собирался этот перечень бизнес-идей в 400 пунктов? Методом громогласного сбора идей на совещании, методом инициативной подачи идей в «почтовый ящик»? Но ведь в этом случае в перечень попали только идеи тех сотрудников, кто хочет говорить. А ведь есть же еще люди в компании, которые не хотят говорить! Именно их мнение крайне ценно для развития — потому что оно не звучит. Именно здесь слепое пятно руководителей и собственников, именно здесь неявные, незапланированные возможности, именно здесь излишек развития.

 

Прямой вопрос, уважаемый коллега: как быть с теми альтернативами, которые люди не хотят озвучивать? Ведь если их не обсудить, то не видать компании никакой по-настоящему эффективной стратегии. Именно здесь зарыты сокровища. (Ведь сокровища не бывают на виду, сокровища, по определению, сокрыты. Именно поэтому выигрышные стратегии не бывают очевидны.)

 

И пожалуйста, прекратите обвинять стрелочника! «Моим людям следует поменять модель своего поведения, и все будет хорошо» — как я устал от этой песни. Ну сколько можно! Судьба вашего бизнеса в ваших руках, уважаемый предприниматель, запомните раз и навсегда. Единственная серьезная стратегия — это «я поменяю модель своего поведения, и все будет хорошо». Все остальное игра в прятки с самим собой, самообман, уход от ответственности. И вы заплатите за это прегрешение темпами роста своего бизнеса.

 

Только настоящий глубокий откровенный правильно подготовленный «разговор о возможностях» вызволит данную компанию из ее ступора, из ее нерешительности, неспособности взяться за ум, из рассогласованности приоритетов и действий участников. Перечень идей — это ничто. 400 бизнес-идей — это не стратегия. 100 идей — это не стратегия. Даже 10 идей не стратегия. Стратегия — это 1–2–3, максимум 4 инициативы — по поводу которых достигнуто реальное, серьезное, сущностное согласие, одобрение, приверженность ключевых членов коллектива. Именно в этот момент наступит прорыв. Организовать подобный «разговор начистоту», провести подобную стратегическую сессию — именно ваша персональная ответственность, уважаемый предприниматель. Никто этого инициативно не сделает за вас, даже не надейтесь. Это задача самой высшей нервной деятельности, это неделегируемое бремя лидерства.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
299
Войти
в библиотеку компании