Страшилка для героев, почивающих на лаврах

Один человек, опытный предприниматель, заметный, заслуженный игрок в своей отрасли, лидер рынка, сказал: «У меня нет конкурентов». Все хорошо, прекрасная маркиза. Мы отвоевали свое место под солнцем. Мы настолько хорошо его застолбили, что беспокоиться не о чем.

 

Но давайте вслушаемся в эту фразу. Что она означает?

 

Фраза «У меня нет конкурентов» означает, что у вашего клиента нет выбора.

 

Это иллюзия! У клиента всегда есть выбор.

 

А если у клиента нет выбора, это не значит, что клиент счастлив от этого. Если у клиента действительно нет выбора, то поверьте, он изо всех сил ищет выход из этой ситуации! Он спит и видит то будущее, в котором он наконец-то заполучит выбор!

 

Но, хорошо, предположим, что, вопреки всем трезвым представлениям о действительности, вопреки логике и здравому смыслу наш предприниматель прав, и у него действительно нет конкурентов.

 

Но буквально следующей фразой предприниматель «взрывает нам мозг». Оказывается, основной поставщик предпринимателя, завод-изготовитель, недавно открыл склад в соседнем городе и увел на этот склад нескольких крупных клиентов предпринимателя. Теперь они обращаются туда напрямую, минуя компанию предпринимателя.

 

А предприниматель говорит при этом, что у него нет конкурентов!

 

Поставщик — это тоже конкурент.

 

Есть модель «пяти сил конкуренции» Портера, которая говорит о том, что конкуренты бывают пяти видов:

  1. (1) Прямые отраслевые, «традиционные» конкуренты.
  1. (2) Продукты-заменители — неочевидные, непрямые конкуренты (например, железнодорожные, авиа- и автомобильные перевозки).
  1. (3) Угроза новых вхождений в отрасль — если ваш бизнес представляет собой чересчур лакомый кусок, обязательно придут компании с большим объемом ресурсов и постараются у вас его отнять.
  1. (4) Поставщики — они всеми силами стараются поднять цены на свой продукт, снижая тем самым вашу прибыль.
  1. (5) Клиенты — непрерывно мониторят рынок и ищут варианты помимо вас.

 

«Я завоевал свое место под солнцем, мне хватит», — подчеркивает предприниматель.

 

Но зато вашим конкурентам и потенциальным конкурентам точно не хватит, уважаемый предприниматель!

 

Конкуренты не дремлют. Поверьте, над каждым сгущаются «пять сил Портера». Потенциальные новые участники вынашивают планы выхода на ваш рынок, присматриваются к нему. Поставщики думают о том, как повысить цены и перераспределить завоеванную вами прибыль в свою пользу. Клиенты мечтают о том, чтобы их проблема решалась без вашего участия. Поставщики продуктов-заменителей придумывают инновации, которые серьезно могут повлиять на ваш бизнес.

 

Если вам так легко и вольготно, что вы рубите прибыль и в ус ни о чем не дуете — поверьте, многие хотели бы быть на вашем месте. И не хотели бы, а хотят. И хотят вовсе не абстрактно и мечтательно, но весьма конкретно и деятельно.

 

Ваши конкуренты уже выходят на ваш рынок.

 

А если пока не выходят, то присматриваются к нему.

 

Скорее, скорее проводите стратегическую сессию, прорабатывайте все альтернативы развития и формулируйте новую стратегию развития! Пока не наступил вечер и не стало слишком поздно.

 

Герою, завоевавшему ресурс, кажется, что завоеванный им ресурс его защитит. Не защитит. Героя защитит только новый замысел.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
435
Войти
в библиотеку компании