Ходи конём: главный и уже на старте отличительный принцип работы Директора по развитию

Должность «Директор по развитию» многим известна. Но однозначно и с ходу ответить на вопрос, чем же должен заниматься Директор по развитию — не может почти никто. Пространство возможных вариантов простирается от безликого «развивает бизнес» до экзотического «расширяет бизнес». Самое главное, что на вопрос о том, в чём же состоят совершенно конкретные задачи Директора по развитию, результат по которым можно ощутить, узреть, посчитать, — мы слышим либо невнятное бормотание, либо молчание. 

 

К сожалению, это так. В итоге получается, что Директор по развитию есть, он утверждает, что развитие компании тоже есть (раз директор есть :-) ), но есть ли развитие — очень большой вопрос. 

 

Мы неоднократно обращались к теме задач директора по развитию. В частности, в заметках:

Директор по важному и несрочному

Директор по развитию — одна из самых перспективных управленческих должностей

Одиннадцать каверзных вопросов к директору по развитию

 

Не будем повторяться по этим задачам, но обратим своё внимание на главный принцип, который исповедует Директор по развитию и который отличает его от других директоров компании. Этот принцип называется так: Ходи конём!

 

Что это значит?

 

Развитие — это вопрос прежде всего внутреннего устройства компании. Всякие внешние достижения начинаются с решений, которые принимаются внутри компании. Значит, если изменится качество и скорость принимаемых внутри компании решений, то и внешние результаты компании поменяются. Добиться значимого изменения внешних результатов без существенного изменения внутреннего устройства компании почти невозможно.

 

Получается, что директор по развитию — это директор по изменению внутреннего устройства, директор по изменениям. И здесь мы сразу же упираемся в следующее известное обстоятельство: люди не желают меняться. Нет, они готовы об этом говорить и даже знают, кто именно в компании должен измениться и что начать делать по-другому. Но когда речь заходит о себе самом — здесь люди не готовы на серьёзные решения.

 

Да, люди не любят меняться. Но если не меняться, то не изменится и внутреннее устройство компании. Значит и не будет новых рыночных результатов.

 

Как же сподвигнуть компанию к изменениям? Ведь у директора по развитию нет властных полномочий по отношению к другим директорам? Он не может им приказать действовать как-то иначе, не так как сейчас (действовать иначе — это главное условие изменений). Что же делать?

 

И здесь мы предлагаем директору по развитию применить и к своей деятельности, и к деятельности коллег — директоров принцип «Ходи конём!». В чём он состоит?

 

Если вы помните, шахматная фигура Конь ходит совершенно особым образом, не так как все. Ход конём состоит из двух движений. Первое движение — вбок, в сторону. Второе движение – вперёд. Ход конём состоит из двух движений — в сторону и вперёд.

 

Аналогичным образом следует действовать и компании, и директору по развитию, и функциональным директорам. В момент, когда компания или конкретный руководитель собирается сделать привычное действие в ответ на действие конкурента / сотрудника / поставщика, нужно спросить себя: а какое другое действие в качестве альтернативы, я мог бы сделать? Дело в том, что мы привыкли ходить одними и теми же привычными шагами и тропинками. И часто мы даже не задумываемся, что совершаемые нами действия не только не самые оптимальные из возможных, но они часто бывают и самыми худшими!

 

К чему призывает компанию Директор по развитию?

 

Делать ход конём — действовать в два шага, делить свои замыслы на две очень важных части.

 

Первый шаг, первое действие: что мы можем сделать по другому, иначе, не так как раньше? В чём может состоять наш шаг в сторону, в разрез с привычными действия, вразрез с привычными отраслевыми шагами участников рынка? Как только мы даже подумаем в эту сторону (в большинстве случаев мы даже не думаем), нам откроются интересные решения. И нужно сделать этот шаг.

 

Второй шаг, второе действие: в какие новые открывшиеся пространства мы можем «рвануть», находясь в стороне от привычных тропинок? Как только вы сделаете шаг в сторону, вы увидите новые пути, которых не было видно из-за спин впереди идущих. У вас появится свобода выбора — двигаться по чужой колее или делать свою колею.

 

Ход конём — это усложнённое организационное поведение. Ведь в тот момент, когда хочется сделать привычный шаг, нужно заставить себя подумать об альтернативах, потом рассмотреть альтернативы, выбрать альтернативу, сделать этот шаг в сторону. Это целая история. Но какие открываются возможности!

 

Но можно всего этого не делать, не городить огород. Можно действовать привычно, разумно, с гарантированным результатом. Делать короткие или длинные шаги в привычном направлении — только вперёд. Но только вперёд ходят пешки. И первыми в шахматной партии погибают.

 

Директор по развитию — это тренер в организации по усложнённому организационному поведению. Он не приказывает, он тренирует. Он не запрещает действовать как раньше — он добавляет в ваш управленческий арсенал новые методы работы, которые приведут к новым результатам.

 

Пусть весь мир бежит вперёд по проторенным дорогам, а вы ищите неприметные тропинки по сторонам.

 

Способность всей компанией действовать не так как все, не так, как мы сами действовали ещё вчера, способность делать «Ход конём» — мощнейшее оружие. Это и есть развитие.

 

Евгений Печёрин

Войти в библиотеку компании
334
Войти
в библиотеку компании