Что стоит за поруганием Иммануила Канта

Что сокрыто во вражеском имени, и почему им ни в коем случае нельзя называть российский аэропорт.

 

В России развернулась настолько нешуточная дискуссия по поводу наименования аэропортов — и в частности по поводу наименования калининградского аэропорта именем философа Иммануила Канта — что дело дошло уже до ручки. Вандалы облили краской памятник мыслителю. А буквально вчера командующий Балтийского флота громогласно заявил с трибун о «каком-то там Иммануиле Канте», что тот «писал какие-то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и читать никогда не будет», а посему аэропорт нужно называть не его именем, а именем советского маршала.

 

Вот ссылка на выступление бравого моряка: https://meduza.io/news/2018/12/03/pisal-kakie-to-neponyatnye-knigi-kotorye-nikto-iz-zdes-stoyaschih-ne-chital-nachalnik-shtaba-baltflota-ob-immanuile-kante

 

Министерство культуры же со своей стороны делает все от него зависящее, чтобы именем великого мыслителя Просвещения калининградский аэропорт ни в коем случае не назвали.

 

Что же стоит за всем за этим? Против чего ополчились все эти люди? Что их так сильно выводит из себя в наследии великого немецкого мыслителя? Ни в коем случае не претендуя на энциклопедическое изложение его учения, хочу с нескольких аспектов отразить одну ключевую на мой взгляд линию в его творчестве, которая глубочайшим образом поразила лично меня.

 

Утилитаризм и деонтология

 

Иммануил Кант является ярчайшим представителем деонтологической этики, или этики долга — которая противостоит утилитаристской этике, или этике счастья. Утилитаризм — это этика без принципов, этика расчета, этика «сухого остатка». Если я увеличиваю общее количество счастья в человечестве, значит я поступаю правильно, считают утилитаристы — и неважно, какие я при этом использую средства и методы. Деонтология — это этика принципов, которые нужно соблюдать вопреки расчету. Определенные вещи мы должны безусловно делать или безусловно не делать — независимо от того, как это влияет на результат, утверждают деонтологи.

 

«Цель оправдывает средства», «лес рубят — щепки летят» — это утилитаризм. «Не убий», «не укради», «не сотвори кумира» — это деонтология.

 

Поругание Иммануила Канта — это поругание этики принципов.

 

Гипотетический императив и категорический императив

 

Кант различал в составе человеческого действия гипотетическое и категорическое. Гипотетический императив — это действие, мотивированное целью. Категорический императив — это действие, мотивированное только самим собой, действие, мотивированное только разумом, принципом.

 

Если утилитаристы (экономисты, например) рассуждают лишь о рациональности средств достижения целей, то Кант говорит о рациональности как таковой, о рациональности целей. Разум не просто обслуживает достижение внешних по отношению к себе целей, разум не просто ищет наиболее эффективные пути достижения заранее заданных ориентиров — разум сам есть ориентир. Разум является законодателем и критерием всей деятельности человека.

 

Поругание Иммануила Канта — это поругание разума.

 

Вторая формулировка категорического императива

 

В частности, в качестве одной из формулировок категорического императива Кант предложил следующее: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Кант ввел запрет на использование человеческой личности как ресурса, как средства достижения целей.

 

Поругание Иммануила Канта — это поругание человеческого достоинства.

 

Гетерономия и автономия

 

Мы порабощены нашими целями, считал Кант. Всякое гипотетическое действие, т. е. действие, мотивированное целью — подчинено этой цели — и потому оно не является по-настоящему свободным. Данное состояние, при котором принцип и мотив нашего действия лежат вовне нас, Кант назвал гетерономией, «исполнением чужого закона». По-настоящему свободны мы становимся лишь в состоянии автономии, «установления собственного закона» — когда наши поступки содержат в себе свой собственный принцип и мотив, когда наши поступки являются «принципополагающими». Кант показывает нам перспективу по-настоящему сильного, по-настоящему ни на что не опирающегося человеческого поступка.

 

Вся обычная деятельность человека движима гетерономией: мы марионетки собственной мотивации. Мы непрерывно достигаем каких-то целей, непрерывно стремимся удовлетворить какие-то потребности. Кант выводит нас из этого круговорота «законоисполнения», «обслуживания потребностей» — и показывает нам идеал свободной, автономной человеческой деятельности как «законоустановления», «принципоположения». Единственный закон, который исполняет свободная человеческая воля — это тот, который она сама вводит для самой себя. Все остальное — рабство.

 

Поругание Иммануила Канта — это поругание свободы.

 

Категорический запрет на ложь

 

Но какой же момент в теории Иммануила Канта трогает больше всего? Кант утверждает, что нельзя лгать. Нельзя лгать, точка. В принципе, никогда и нигде, никому, ни при каких обстоятельствах. Дело в том, что, когда я лгу, я использую другого человека как средство. Но человек не есть средство, человек есть цель. Поэтому перед каждым из нас стоит безусловный нравственный долг — всегда говорить правду — как бы это ни было тяжело и опасно.

 

Никто, никогда, за всю историю человечества такого не говорил — даже Иисус из Назарета такого не утверждал. Этого нет в заповедях Запада и Востока. Этого нет ни у одного мыслителя и ни у одного поэта. Никто за всю историю не решился ввести такое требование. Человечество всем своим составом так или иначе оправдывает ложь в тех или иных обстоятельствах.

 

Кроме Иммануила Канта. Который категорически, безусловно запрещает это делать.

 

Поругание Иммануила Канта — это оправдание лжи.

 

И вот этого прекраснейшего из людей, этого освободителя человеческого духа и провозвестника светлейших идеалов — ругают с высоких трибун военные, и поливают краской активисты, а министерство культуры исходит нервной горячкой, не зная как умалить. Попирая «какого-то там Иммануила Канта», эти люди попирают принципы, разум, человеческое достоинство, свободу. Они попирают того единственного человека за всю мировую историю, который осмелился утверждать, что никогда нельзя лгать, но необходимо всегда говорить правду.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
449
Войти
в библиотеку компании