Что такое прибыль?

Как вы определяете понятие «прибыль»? Различные варианты толкования смысла этой экономической категории приводят к диаметрально противоположным стратегиям в бизнесе.

 

Прежде чем заняться повышением прибыли, хотелось бы разобраться с вопросом о том, что такое прибыль. Какова природа прибыли как экономического явления?

 

«Прибыль это плата за риск», — заявил недавно во всеуслышание, выступая перед персоналом своей компании, один наш клиент, выпускник передовой западной программы MBA, продвинутый руководитель, поработавший в разных странах и отраслях. Именно данная точка зрения в наибольшей степени объясняет картину вещей лично для меня, подчеркнул руководитель.

 

На первый взгляд, вполне обоснованный взгляд на вещи. В финансах, например, есть теорема Модильяни-Миллера, согласно которой без риска нет вознаграждения. «Кто не рискует, тот не пьет шампанское», — гласит пословица.

 

Но давайте чуть присмотримся к этому тезису.

 

Представьте, что вы работаете на своем рынке годами, зарабатываете прибыль, развиваетесь. Но вот на ваш рынок вышел некий «убер», некая «алибаба» — компания с новейшей и сверхэффективной бизнес-моделью, сотрясающая устои. Своим появлением новый участник подверг вас огромному риску. Он снизил цены, откусил у вас значительную долю рынка — и отнял у вашей компании всю прибыль. И вскоре ваша компания обанкротилась.

 

Чем больше растут риски, тем больше снижается прибыль.

 

Риски — стоят денег.

 

Прибыль — это вовсе не просто плата за риск. Прибыль — это плата за риск, которого удалось избежать.

 

Это важнейшая оговорка, из которой следуют далеко идущие выводы. Обычное стратегическое планирование толкает нас на повышение рисков. И это плохо заканчивается. Люди, вооруженные теоремой Модильяни-Миллера, не так уж давно ввергли мир в глубочайший экономический кризис.

 

Настоящее стратегическое планирование — это вовсе не повышение рисков, но их снижение. Настоящее стратегическое планирование — это поиск легкого пути.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
287
Войти
в библиотеку компании