Что такое развитие?

Многие в России смотрят на развитие пессимистично, но нам кажется это неверным.

 

Один наш знакомый ученый, политолог как-то горько заметил, что понятие о развитии вообще не применимо ни к чему, из того, что сегодня происходит в России. Ничто, из того, что делается в России, не подпадает под понятие о развитии, сказал он. А как вы считаете, что такое развитие, уважаемый коллега?

 

Виталий Альфредович Королёв, ведущий специалист по корпоративному управлению, побывал недавно на нашем тренинге «Директор по развитию» — и предложил по его итогам ряд интереснейших размышлений о развитии. «Трагедия директора по развитию», подчеркивает знаток этого вопроса, состоит в том, что ему не доступен успех! «Успех» происходит от слова «успеть», успех есть «конечный результат». Деятельность же того, кто занимается развитием, лишена «конечного результата», ее итог скрыт «горизонтом вечности».

 

Будучи эмоционально тронут данным пронзительным наблюдением, вместе с тем, не могу с ним согласиться. Развитие, критерии которого лежат далеко за пределами нашей человеческой оценки, все-таки, воплощает слишком древние, эсхатологические представления. Идея о том, что все решается за завесой нашего восприятия, «по ту сторону», «страшным судом» высших сил кажется и крайне неуютной, и слишком психологически «удобной» одновременно.

 

Не сильно верится и в развитие как противостояние, войну, революцию, борьбу — как это исподволь делают многие в нашем разочарованном и циничном обществе. Уверен, что подлинное развитие — это не действие силой, но действие убеждением.

 

На мой взгляд, наиболее метафизически верно понимать развитие с классических просвещенческих позиций — с позиций гуманизма, научного познания, демократических институтов и универсальных прав человека. Развитие есть прогресс человеческого познания, самостоятельного суждения, освобождения от навязанных (церковью, древностью, начальством, родителями, социальной группой) представлений.

 

Что такое развитие? Развитие — это поражающая воображение новая мысль. Мысль, не вписывающаяся в текущую действительность — и потому преображающая эту действительность. Развитие — это инновация.

 

Развитие — это изобретение колеса.

 

Развитие — это изобретение пенициллина.

 

Развитие — это работа, которую проводил Александр II с аристократами, убеждая их в том, что необходимо отказаться от крепостного права.

 

Развитие — это мысленный опыт Эйнштейна с молнией, поражающей двигающийся поезд — который привел его к открытию теории относительности.

 

Развитие — это мысленный эксперимент. Развитие — это воображение нового, ранее не бывшего. Дальнейшее воплощение развития в реальности, его широкое распространение — это уже «дело техники»; сначала оно должно быть помыслено.

 

Развитие — это не деятельность, чей итог скрыт покровом вечности: жизни, спасенные пенициллином — это жизни, спасенные сегодня, а не в следующем веке. Развитие, как это ни странно, есть не дело будущего, но дело настоящего, текущего, сегодняшнего, животрепещущего. Нет никакой «трагедии развития» из-за невозможности увидеть его результат: спасай жизни сегодня, «успевай», не мешкай. Carpe diem!

 

Развитие не требует силы. Ведь «ничто не может остановить идею, время которой пришло». Развитие не требует «внедрения». Не надо никому «брить бороды» насильно. Развитие — это не суд над грешниками, не охота на ведьм, не война, и не революционный террор. Если человек по доброй воле не идет в сторону развития, значит, ему предлагают не развитие, а его противоположность. Для подлинного развития нужен всего лишь разговор, открытый обмен мнениями, а не действие мистических — или не столь мистических — сил. Подумайте, разве было бы нужно «внедрять колесо» силовыми революционными методами? Конечно же нет. Колесо, будучи изобретенным само захватывает мир.

 

Стратегические сессии, которые мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» с упорством, достойным лучшего применения, готовим и проводим для наших клиентов, направлены на данную парадигму развития. Развития как изобретения. Развития как гипотезы. Развития как открытого диалога. Развития как эксперимента. Развития как самостоятельного шага, а не того, что тебе предписано извне.

 

Два ключевых ингредиента для развития — это диалог и свобода. Соприкосновение со всеми теми поразительными мыслями, которые человечество помыслило до тебя и мыслит рядом с тобой — плюс возможность мыслить новые, собственные мысли. Данный урок предстоит сполна выучить всем нам, живущим в авторитарных обществах — которые страстно мечтают ввести цензуру и ограничить свободу слова и коммуникации в «суверенном интернете».

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
277
Войти
в библиотеку компании