Эпоха самоуправляемого автомобиля

Из разговоров с российскими предпринимателями складывается впечатление, что практически никто в нашей стране не предвидит и не готовится к наступающей эпохе самоуправляемого автомобиля. Люди уверены в незыблемости статус-кво, а между тем автономные транспортные средства вот-вот ворвутся в нашу жизнь, во все ее отрасли и закоулки — и преобразуют человеческую действительность вплоть до неузнаваемости. Начиная с экономики, заканчивая обликом городов и политической динамикой — многое скоро станет другим.

 

Люди убеждены, что самоуправляемый автомобиль придет в Россию нескоро. Я был поражен, что российские предприниматели, связанные с автомобильными перевозками, в том числе пассажирскими, в том числе коммерческими (мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» проводим стратегические сессии в совершенно различных отраслях, поэтому есть «нахватанность»), открыто смеются на вопрос о том, как скоро наступит эпоха самоуправляемого дорожного движения в России. «Никогда!», — в исступлении кричат они. «На нашем веку этого точно не произойдет!». И смеются по поводу полной российской неготовности, начиная с качества дорог, заканчивая менталитетом, к автономному дорожному движению.

 

Я же уверен, что они жестоко заблуждаются.

 

Мы, россияне не сможем себе позволить отсидеться на обочине, когда человечество ушло вперед. Как только другие страны начнут массово переходить на эту технологию, нам будет не до шуток. Неужели вы думаете, что мы в России, «продолжим ездить на лошадях», когда все человечество «перейдет на двигатель внутреннего сгорания»? Продолжим ходить пешком, когда все перейдут на колесо? Уверяю вас, как только автоматизация управления автомобилем станет распространяться на Западе и Востоке, в России будут в спешном порядке, «ломая ноги», «скорей-скорей», принимать законы, стандартизировать, вводить в действие, закупать, мобилизовываться, сертифицировать, внедрять — только бы поскорее запустить автономное транспортное средство, только бы не отстать от человечества окончательно.

 

На прошлой неделе в британском журнале The Economist вышел специальный репортаж, посвященный автономным транспортным средствам. Хочу произнести несколько тезисов из этого интереснейшего повествования.

 

Автономные транспортные средства (АТС) накатали уже миллионы миль по общественным дорогам США. «Роботакси» компании Uber уже давно работает в пробном режиме в нескольких американских городах, в частности, Питтсбурге и Фениксе. Подразделение Waymo компании «Гугл» вообще катает свои машины в Фениксе без «запасного водителя» — «инженера по безопасности» на борту, «подстраховывающего» ситуацию и готового перехватить управление в опасной ситуации. 26 февраля штат Калифорния объявил об отмене требования о том, чтобы экспериментальные автономные транспортные средства, ездящие по общественным дорогам штата, имели на борту «подстраховывающего водителя». Уже в этом году Waymo запускает коммерческий сервис «роботакси», General Motors в следующем году.

 

В первую очередь самоуправляемый автомобиль придет в нашу жизнь именно в формате автоматизированного «роботакси». В этом случае самоуправляемые средства будут больше использоваться в единицу времени (ведь частный автомобиль стоит без дела 95% времени), т. е. смогут быть покрыты повышенные издержки на эту пока новую технологию.

 

Что сулит человечеству приход самоуправляемого автомобиля?

 

Произойдет радикальное снижение смертности на дорогах, ведь беспилотный автомобиль молниеносно нажимает на тормоза в случае непредвиденных ситуаций: после миллионов покрытых автономными средствами миль, единственные ДТП, в которые они были вовлечены, были связаны с ошибками других водителей. Произойдет резкое снижение выбросов и улучшение экологии, ведь самоуправляемые автомобили будут элекрическими. Произойдет кратное снижение пробок и сокращение времени на передвижение. Производители автомобилей будут продавать свою продукцию не конечным пользователям, а операторам больших парков. Облик городов будет преобразован автономным транспортным средством. Площадь дорожной поверхности сократится примерно наполовину, а плотность, «скученность» застройки уменьшится: города превратятся в сады. В какой-то мере исчезнет разница между городом и пригородом / сельской местностью. Произойдет радикальное снижение стоимости передвижения, потому что сегодня около 60% стоимости — это затраты на водителя. Произойдет радикальное расширение автономности людей: потому что люди без водительских прав, дети, старики, инвалиды смогут автономно передвигаться. Высвободится значительное количество нервной энергии и времени человечества, которое можно будет посвятить другим делам вместо вождения автомобиля.

 

Проблема ответственности за происшествия кажется неразрешимой: кто должен отвечать в случае фатального развития событи — программист, производитель, пользователь? Но дело в том, что существует всего 37 сценариев, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия: специалисты предложили на законодательном уровне прописать, как в каждом из этих сценариев должно себя вести автономное транспортное средство, и тем самым освободить производителя от того, чтобы встраивать разрешение этических дилемм в программное обеспечение. Фактически, речь идет о создании «новых правил дорожного движения», новой «техники безопасности» — специально для самоуправляемых автомобилей.

 

Как только автомобиль становится беспилотным, резко падает значимость «владения» автомобилем. Консалтинговая компания BCG предсказывает, что к 2030 году четверть всего дорожного движения в США придется на самоуправляемые электромобили — что снизит количество автомобилей на дорогах на 60%, выбросы на 80% и аварии на 90%. Некоторые люди выберут владение, но около половины автономных транспортных средств будут «роботакси». В наступающей действительности производителям автомобилей нужно будет продавать не автомобили, а поездки («автомобиль как сервис»). В то время как производители автомобилей в будущем все равно будут нужны, продавцы-дистрибьюторы автомобилей, а также ремонтные сервисы и продавцы запчастей будут нужны в гораздо меньшей степени — учитывая сдвиг от владения к использованию и радикальное снижение дорожно-транспортных происшествий.

 

Среди производителей автомобилей, технологических гигантов, стартапов и других компаний сейчас идет настоящая «бриллиантовая лихорадка», схватка за доминирование на этом новом рынке. Автономное транспортное средство станет такой же революционной технологией для человечества, какой некоторое время назад стал смартфон.

 

Знаете, какая профессия в мире самая многочисленная? Водитель. Автоматизация вождения автомобиля приведет к серьезным социально-политическим изменениям, потому что исчезнет последняя сравнительно высокооплачиваемая (или, по крайней мере, среднеоплачиваемая) неквалифицированная массовая профессия. Потеряется экономическая основа для благополучия «народных масс», не имеющих высшего образования, возрастет неравенство.

 

Эпоха самоуправляемого автомобиля будет иметь и непредсказуемые последствия. В руках авторитарных правительств автономные транспортные средства могут превратится в еще один инструмент социального контроля, ограничения свободы передвижения, сегрегации и дискриминации. Дешевое автономное транспортное средство угрожает полностью расправиться с розничной, ресторанной, сервисной индустриями: все они могут в той или иной степени «мигрировать в облако», сделав свою продукцию доступной человеку «по мановению пальца», где бы он ни находился.

 

Буквально несколько дней назад Coca-Cola анонсировала запуск первого за всю более чем 130-летнюю историю компании алкогольного напитка. Это крайне прозорливое решение. Эпоха автономных транспортных средств будет означать еще и то, что человечеству не нужно будет все время быть трезвым.

 

И еще одна новость для России — для «бензоколонки, притворяющейся страной», как нас оскорбил один известный американский политик. Так как самоуправляемый автомобиль будет электромобилем (в электромобиле меньше «движущихся частей», он долговечнее и проще в обслуживании), с его приходом завершится эпоха нефти. России придется «слезть с нефтяной иглы» не усилием политико-экономической воли, не собственным решением — а просто потому что у нас эту иглу отнимут.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии? Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу «Директор по развитию»:

https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
417
Войти
в библиотеку компании