Эффект совпадения замыслов: материальный прогресс через «соборность духа»

На «входе» в стратегическую сессию в компании «роится» огромное множество идей и представлений о путях развития компании. На «выходе» же из стратегической сессии, после интенсивного группового обсуждения, остается узкий состав инициатив — «гроздь низко висящих плодов» из 3–5 ключевых точек развития. Но эти избранные ключевые проекты обладают совсем другой силой и действительностью, чем то «роение» идей, которое имело место до стратегической сессии: «плоды» стратегической сессии окроплены духом «соборности».

 

В нашей технологии работы над стратегией есть два этапа: подготовка стратегической сессии и собственно сама стратегическая сессия. Подготовка стратегической сессии — это «дивергентный», или «расходящийся» этап, стадия широкого поиска и набора идей. Сама стратегическая сессия — это «конвергентный», или «сходящийся» этап стратегического планирования, стадия отбора идей и выбора стратегии.

 

Одним из ключевых методов «дивергентного» этапа — т. е. сбора и предварительной проработки бизнес-идей в процессе подготовки к стратегической сессии — выступает интервьюирование сотрудников.

 

На этапе интервью люди часто произносят достаточно близкие идеи о развитии компании. Например, сразу несколько человек могут сказать о том, что компании нужно выходить на определенный территориальный рынок. Или сразу несколько человек могут «помечтать» о том, что компании нужна более высокая технологизация процесса продаж или процесса производства. На этапе интервью звучат совершенно различные идеи, но многие из них звучат из нескольких уст.

 

Мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития», будучи оператором и методологом подобных стратегических сессий, которые мы проводим для наших клиентов, внимательно записываем все эти идеи, и кто их произнес. И внимательно собираем, сводим воедино, этот микро-консенсус, который формируется вокруг определенных идей о развитии компании.

 

На самой стратегической сессии происходит дальнейшее формирование консенсуса, дальнейшее «единение духа» организации вокруг приоритетных идей. Звучат разные точки зрения, звучит их поддержка и критика, люди входят в «резонанс» друг с другом, голоса взаимоусиливаются и сливаются в «хор».

 

На одной из недавних стратегических сессий у одного нашего клиента, сервисно-производственной компании было изначально 67 бизнес-идей о развитии, 16 докладов на самой стратегической сессии и всего 5 стратегических инициатив, запущенных по ее итогам. Вроде бы кажется, что 5 инициатив из 67-ми возможных — это мало. Нет, это далеко не мало. Дело в том, что вокруг этих 5-ти инициатив за счет того, что их структурированно отобрали из нескольких десятков, сформировался общественный консенсус: эти идеи показались прибыльными подавляющему большинству участников. Что такое бизнес-соборность? Мы считаем, что это единение замыслов, которое происходит на стратегической сессии. Это именно те несколько бизнес-идей, которые обретают легитимность в глазах участников, будучи высказаны и поддержаны многими из них. Почему демократия, по большому счету, непобедима? Потому что крайне сложно спорить с тем, что люди решили для себя сами.

 

Почему авторитарные лидеры так нервно относятся к свободе собраний? Потому что на собраниях люди понимают, что они не одни. Потому что на собраниях происходит социальное подтверждение и усиление мыслям человека. А иначе люди могут так никогда и не узнать, что они думают похожим образом, что у них есть повод и причина для совместных действий. Потому что именно на встречах происходит общественный прогресс. Прогресс не может произойти в четырех стенах. Даже если я Эйнштейн и открыл теорию относительности, даже если я Кант и открыл трансцендентальный идеализм — но если я никому не рассказал о своем великом открытии, прогресс так и не произошел.

 

Почему продвинутым собственникам и управленцам стоит обратить особое внимание на стратегическую сессию как управленческий метод? Потому что это мощная политическая технология, приводящая к прогрессу компании в достижении своих главных целей.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии? Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу «Директор по развитию»:

https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
316
Войти
в библиотеку компании