Яблокопад

Компаниям необходимо заниматься не повышением производительности труда, а повышением созидательности труда, повышением инновационности и способности коллектива к озарениям. Возглас «Эврика!» сопровождает победу не только в науке, но и в бизнесе.

 

Художник Ван Гог за всю свою жизнь продал всего одну из своих картин, да и ту — своему брату. Он умер в нищете и позоре. А сейчас картины Ван Гога считаются непревзойденными шедеврами изобразительного искусства и продаются за сотни миллионов долларов.

 

Один из моих любимых риторических вопросов звучит так: Какова производительность труда Христофора Колумба? Сколько «долларов в час» сумел произвести в рамках своей деятельности первооткрыватель Америки? Сколько «железок в единицу времени» мы можем посчитать, что произвел основатель цивилизации?

 

Тот же самый вопрос нужно задать и по поводу Ван Гога — какова его производительность труда? Сколько долларов, или рублей, или евро, или экю в час или в день?

 

Боюсь, что производительность труда ошибочно считают самым фундаментальным показателем, задающим экономическое благосостояние.

 

Прозорливый гений по имени Питер Друкер давно сформулировал, что в XXI веке главной задачей менеджмента является не повышение производительности труда, а повышение производительности умственного труда. Но я бы сформулировал это и еще острее — главной задачей менеджмента является повышение созидательности труда. Необходимо не просто обеспечивать, чтобы люди выдавали эффективные решения; необходимо, чтобы люди выдвигали инновационные гипотезы и начинали действовать по-новому, не так, как раньше.

 

Истина состоит в том, что самое главное в жизни создается вовсе не трудом. Самые важные вещи в жизни создаются творчеством. Самые главные ценности обеспечиваются «прорывом» — падением хрестоматийного яблока на голову Ньютону, после чего он вдруг формулирует закон всемирного тяготения.

 

Я всегда думал, что компания Apple взяла свое название из библейской истории про грехопадение и про изгнание из рая, что их яблоко (по-английски, apple) — это «яблоко раздора», «плод с древа познания добра и зла». Но сегодня я вдруг понял, что яблоко Apple — это яблоко Ньютона, и в этом не может быть никакого сомнения. (Ведь самое первое портативное устройство, которое Apple предложил рынку еще до iPhone и iPad, называлось Newton.)

 

Наиболее производителен не труд, не перенесение тяжестей с места на место. Наиболее производительны моменты внезапного интеллектуального озарения — то, что наши англоговорящие друзья называют словом «инсайт» (insight; ударение на первый слог!). Именно эти моменты стоит искать и насыщать ими свою деятельность.

 

Необходимо обеспечивать яблокопад на голову самому себе и на головы своим сотрудникам.

 

Умеете ли вы режиссировать и стимулировать первооткрывательскую деятельность в себе и других? Есть ли у вас метод и процесс для этого?

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
419
Войти
в библиотеку компании