Является ли стратегическая сессия формой обучения?

В корпоративных структурах сотрудники, отвечающие за стратегическое развитие, и сотрудники, занимающиеся обучением персонала — это разные люди и разные подразделения. Считается, что обучение — это одно, а стратегическое развитие — совершенно другое. Насколько оправдано это разграничение? Разве обучение и развитие, по сути, не один и тот же процесс?

 

Один наш клиент для того, чтобы заключить с нами договор, должен был провести тендер. Для проведения тендера сотрудники компании-клиента назвали тему оказываемой нами для них услуги вот так: «Обучение: стратегическая сессия». При этом они сделали нам устную оговорку о том, что, дескать, мы понимаем, что стратегическая сессия — это вовсе не обучение, а выработка стратегии. Просто нам так легче заключить договор, исходя из наших корпоративных правил, сказал клиент.

 

Но мы в ответ на это настояли на том, что сформулированная тема верная и без всяких оговорок. Стратегическая сессия действительно является обучением.

 

Есть даже такое специальное понятие — «обучающаяся организация». Оно означает, что стратегическое развитие компании представляет собой не что иное как процесс обучения, процесс инноваций.

 

Стратегия есть вовсе не план действий, не бюджет, не график мероприятий. Стратегия — это открытие, это приобретение нового знания. Стратегическая сессия есть поисковый разговор, направленный на приобретение этого нового знания. Стратегическая сессия действительно является обучением — просто это обучение не в форме «диктанта», не в форме зубрежки готового знания, но обучение в форме «сочинения», в форме «домашнего задания». Стратегическая сессия — это обучение, направленное на приобретение знания о том, что делать — при этом само это знание о том, что делать, вырабатывают сами «ученики», а не потребляют его в готовом виде «из учебника» или «из рук учителя».

 

В рамках подготовки и проведения стратегической сессии сотрудники сами определяют, что компании делать. Они сами определяют, где находится прибыль компании — вместо получения указаний, понуканий, лекций и наказаний сверху. Разговор о стратегии, стратегическая сессия — это сильнейшая, мощнейшая форма обучения персонала.

 

Знаете ли вы, как организовано школьное образование в такой успешной стране-«азиатском тигре» как Сингапур? В Сингапуре фактически пришли к обучению методом самостоятельного изучения и конференций со сверстниками. Ученики сами добывают знания, готовятся в группах, а затем презентуют свои находки классу. Это и есть стратегическая сессия! Не заявить истину с трибуны, а предоставить участникам возможность самим ее найти. Вот ссылка на статью, где вкратце описана сингапурская модель: https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/a25841

 

Для одного из наших клиентов проведенная стратегическая сессия привела к «более высокому уровню осознанности». Если раньше люди видели множество проблем вокруг, и множество «владельцев» этих проблем в лице руководителей и сотрудников других подразделений, то после проведения стратегической сессии, по словам нашего клиента, сотрудники компании осознали свой собственный вклад в ситуацию. Сразу стало предъявляться меньше необоснованных претензий. Люди сфокусировались на конструктивной деятельности.

 

В компании другого нашего клиента благодаря проведению стратегической сессии было полностью — цитирую дословно — «сломлено сопротивление» персонала изменениям. Сопротивление просто перестало иметь место. Люди реально поменяли свое мнение по поводу осуществляемых преобразований. Фраза о «сломе сопротивления» не совсем верная, потому что не было никакого «слома», «перелома через колено», так сказать — было прозрение. Стратегическая сессия позволила людям взглянуть на вещи другими глазами и поменять свою точку зрения.

 

Именно эффект смены точки зрения — самый важный итог стратегической сессии. Именно эффект смены точки зрения — главный итог обучения.

 

Почему произошел этот эффект? Потому что люди услышали голоса друг друга. А не голос учителя! Люди подготовились, высказались сами по поводу направлений развития компании — и внимательно послушали своих коллег-сверстников. А не просто получили установки начальства.

 

Истина — это не урок, который преподает учитель. Истина — это ошибка, которую приносит с собой на урок в своей груди ученик. До тех пор, пока мы не внемлем этой «ошибке в груди ученика», мы мало чего сможем достигнуть — будь то при обычном обучении в школьном классе, или при «стратегическом обучении» на совете директоров. Горькая правда заключается в том, что учитель учится у ученика больше, чем ученик у учителя.

 

Проблема большевиков состоит в том, что они разогнали стратегическую сессию. Они подумали, что голос отдельного человека не важен для общественного развития. А он важен. Если вы думаете, что голос отдельного сотрудника не важен для прибыли вашего предприятия, вы жестоко — стратегически — заблуждаетесь. Вам показано обучение. Поверьте, вам нужно не «научить прибыли» своих сотрудников, а «научиться прибыли» у своих сотрудников.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии?

Присоединяйтесь к сообществу «Директор по развитию» в фейсбуке: директорпоразвитию.рф

Присоединяйтесь к Telegram-каналу «Директор по развитию»: https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
786
Войти
в библиотеку компании