Статьи стратегическая сессия

Производительность труда Христофора Колумба

Однажды Пикассо зашел в кафе. Его случайно узнала посетительница за соседним столиком и взмолилась, чтобы он нарисовал ее портрет. Пикассо взял салфетку, набросал портрет и передал его женщине со словами «С вас двадцать тысяч франков, мадам». «Как двадцать тысяч франков! — поразилась та. — У вас ведь это заняло всего несколько минут». «У меня это заняло всю жизнь», — ответил художник.

 

Недавно с одним коллегой, профессионалом своего дела разгорелся разговор о производительности труда. Производительность труда — это важный показатель, сказал коллега. Нужно понимать, как его следует повышать, от каких факторов он зависит. Зачем? Чтобы суметь далее повлиять на этот процесс, подчеркнул коллега, «подлить масла в огонь», так сказать, добавить нужных факторов и тем самым повысить производительность.

 

Такой вот квази-физический, квази-химический, квази-математический подход к труду как к материальному процессу получается. Решение системы уравнений.

 

Не могу не высказать своего мнения по данному поводу. Когда речь заходит о производительности труда, мне всегда хочется задать вопрос: А какова производительность труда Христофора Колумба? Какова производительность открытия Америки? Сколько долларов в час?

 

Я скажу здесь странную вещь. Пусть экономисты меня заклюют за варварство моего тезиса, но я все равно его произнесу. Труд — не производителен. Самое важное — не производится трудом. Без труда не выловишь и рыбку из пруда, гласит пословица, но проблема, с моей точки зрения, здесь в том, что если задача стоит более серьезная чем ловля рыбы, то труд уже не поможет. Точнее, просто труд уже не поможет. Особенно в текущей постресурсной, посттрудовой экономике.

 

(Вообще говоря, если уж быть до конца честными с самими собой, то нужно признать, что трудовая теория стоимости потерпела поражение. Стоимость не равна труду: стоимость в экономике определяется вовсе не вложенным трудом, но соотношением рыночного спроса и предложения, т. е. столкновением различных субъективных оценок предмета обмена. Ван Гог при жизни сумел продать всего одну картину, да и ту своему брату. Умер в нищете и позоре. А сейчас его картины продаются за астрономические суммы. Какова производительность труда Ван Гога? Сможете посчитать?)

 

Но если труд не производителен, то тогда что производительно?

 

Производителен интеллект. Производительны идеи. Производительна интеллектуальная собственность, иначе говоря, собственные идеи. Производительна смелость, производительно чутье, производительно чувство прекрасного, производителен субъективный гений — первооткрывателя, художника, предпринимателя, человека. Производителен азарт. Производительна лень. Производителен безрассудный шаг в пустоту. Производительно сидение на месте. Производительна культура. Производительно пение в ванной, экзистенциальные муки в три часа ночи, бег трусцой, смех и слезы, любовь и ненависть, посещение концерта и участие в футбольном матче, проза и поэзия. Производительны идеи — а не стук металла о металл. Производительны свобода и индивидуальность — а не количество операций в единицу времени.

 

В определенном смысле нет «бизнес-процессов, приносящих прибыль»: говорить так может скорее марксист, исповедующий трудовую теорию стоимости, считающий производство объективным материальным процессом.

 

Не существует «бизнес-процессов, приносящих прибыль». Существуют «бизнес-идеи, приносящие прибыль».

 

Рождение собственных идей — вот самый важный драйвер создания ценности в компании. Интеллектуальное производство — самое важное производство. Именно оно создает ценность на рынке, именно оно открывает америки, пишет сюрреалистические шедевры, создает уникальные продукты, за которыми люди выстраиваются в очередь. Не труд это делает, не инвестиции, не земля, не административный ресурс — а производство идей. И если вы хотите достичь устойчивого успеха в бизнесе — слабо зависящего от внешних «погодных условий» — то самый главный «конвейер», который вам следует выстроить — это «конвейер» по производству собственных идей, «фабрику инноваций».

 

А какое самое главное звено в этом «конвейере», на этой «фабрике»? Это звено называется «стратегическая сессия». Научитесь готовить и проводить совещания по производству идей, называемые стратегическими сессиями. Это, возможно, самый недооцененный предпринимательский и управленческий навык сегодня.

 

Не хочу бахвалиться, но не выходит из головы фраза, которую сказал клиент через неделю после проведенной для него стратегической сессии в ответ на вопрос о полученном эффекте. «Колоссальный эффект», — резюмировал этот немногословный, крайне сдержанный, видавший виды и скупой на эмоции предприниматель.

 

Как же глубоко не правы те, кто твердят: «Чего тут думать, трясти надо». «Тряска» не открывает америк, «тряска» не дает колоссальных эффектов. «Тряска» есть исполнение чужой идеи, а нужно найти собственную. И чтобы это сделать, нужно не «трясти», но поступить ровно наоборот — остановиться и по-настоящему задуматься о том, как можно было бы «трясти» иначе.

 

Алексей Пан

Мнение
Made on
Tilda