Статьи стратегическая сессия

Почему стратегия и инвестиции исключают друг друга

Да-да, именно так. Либо вы развиваетесь за счет стратегии — либо за счет инвестиций. Третьего не дано.

 

«В жизни есть две трагедии, — съязвил англичанин Джордж Бернард Шоу. — Одна — не добиться исполнения своего сокровенного желания. Вторая — добиться». В бизнесе, я бы сказал, тоже есть две трагедии. Одна — не получить инвестиции. Вторая — получить.

 

Как-то мы сцепились с одним банкиром, нашим клиентом по поводу нашего вопиющего утверждения о том, что инвестиции не являются стратегией. «Как вы смеете утверждать, — воскликнул банкир, — что инвестиции не являются стратегией? Инвестиции и есть стратегия! Инвестиции финансируют исполнение заложенных в стратегию мероприятий». Разве можно спорить с таким, на первый взгляд, апофеозом здравого смысла, с такой азбучной бизнес-истиной?

 

Дело в том, что поразивший нашу управленческую душу «принцип понедельника» утверждает еще более вопиющую, еще более противоречащую здравому смыслу вещь: вся стратегия исполняется за один день — в понедельник. Почему? Потому что, если ты написал стратегию, и в ней есть мероприятия, назначенные во вторник, то у меня возникает вопрос — а почему ты назначил эти мероприятия на вторник, а не на понедельник? Значит, целый понедельник ты будешь ходить вокруг да около, ждать у моря погоды, и только во вторник, наконец-то, распогодится, и ты сделаешь то, что задумал? А что если не распогодится? Ни ко вторнику, ни к среде и ни к четвергу? Меня это не устраивает совершенно. Поэтому я утверждаю следующее: наши действительные, а не баснословные возможности состоят в том, что мы можем начать делать иначе в понедельник, а не во вторник. Вторник же и вся оставшаяся за ним жизнь — это научная фантастика, пустая теория, сказка про белого бычка, благие намерения, а не действительная стратегия.

 

И мы ответили банкиру: «Хорошо, пусть инвестиции финансируют мероприятия. Но инвестиции придут во вторник! А что же мы будем делать целый понедельник?». Есть громадный недоиспользованный ресурс в любой компании — ресурс под названием понедельник.

 

Инвестиции отвращают нас от зоны нашей ответственности, от наших возможностей поменяться самим, а не с помощью других людей. Ведь что такое деньги? Деньги — это чужой труд. Деньги ставят на исполнение наших задач усилия других людей, а не наши собственные усилия. И потому деньги — это уход от собственной свободы и ответственности.

 

Почему «скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый попадет в рай»? Потому что богатый развращен своим богатством. Потому что богатый думает, что богатство имеет значение. Потому что богатый привык действовать «чужими трудами», а не собственным персональным поступком — который ни от кого не зависит кроме него самого.

 

«Богатый не попадет в рай», потому что не видит входа туда. «Ресурсное проклятие», способность действовать головами и руками других развратили его и заставляют игнорировать возможности личного, а не делегированного другим преобразования, личного, а не делегированного другим усилия.

 

Богатый молодец, богатый духовно активен и созидателен, богатый свободен — тогда, когда он зарабатывает состояние, а не тогда, когда он его тратит. Именно поэтому протестантские страны осуществили научную и промышленную революцию и стоят во главе капиталистического мира, потому что эта установка — зарабатывать, а не тратить — лежит в их «духовном ДНК».

 

Счастье не в богатстве, а в его зарабатывании.

 

Эта установка противочит православной культуре, в которой чрезмерное личное усилие скорее есть признак нехватки веры в Бога, чем особой богоугодной добродетели. Но именно эту установку мы реализуем в нашей консалтинговой практике. Мы переводим бизнес наших клиентов от ресурсных и безвозможностных стратегий развития — к возможностным и безресурсным стратегиям — к личной, персональной, животрепещущей, несводимой к чужим действиям и поступкам свободы и ответственности каждого члена коллектива.

 

Стратегия — это далеко не вваливание в бизнес ресурса. Стратегия — это когда ресурс наоборот начинает «вываливаться» из бизнеса и бить через край. Стратегия — это хитрость, инновация, изобретение, сверхэффективный способ действования, рождающий сверхприбыль.

 

Алексей Пан

Мнение
Made on
Tilda