Есть ряд близких взаимосвязанных понятий, которые «витают в воздухе» теории и практики менеджмента, но которым нелегко дать определения и понять, как они соотносятся друг с другом. Эти такие всем известные и широко пропагандируемые слова как «лидерство», «предпринимательство» и «стратегия». Они интуитивно понятны каждому, но ухватиться за них, установить в чем же их сущность (и в чем различия между ними) непросто.
Известный британский автор Джей-Си Спендер усмотрел ядро этих всех трех понятий в «работе с неопределенностью». Отличительной чертой бизнеса является «туман на поле боя», «нехватка объективной реальности», пишет он в своей недавней книге (J.-C. Spender, Business Strategy: Managing Uncertainty, Opportunity, and Enterprise, OUP, 2014). Если бы действующие причинно-следственные связи были до конца ясны, стратегия была бы не нужна: достижение успеха превратилось бы в прямолинейную аналитическую задачу. Вызов предпринимателя состоит именно в том, чтобы справиться с нехваткой важной информации, суметь сформировать замысел победы в неведении и суметь вырвать эту победу из «тумана неопределенности». Предпринимательство, лидерство и стратегия суть эквивалентные понятия, пишет Спендер, означающие умение, способ, процесс, социальную функцию по работе с неопределенностью, по совладанию с неопределенностью. За неимением предложения автора на эту тему назовем этот обобщенный гремучий навык по борьбе с неопределенностью «стратегическим мышлением» (мне кажется, вполне уместное применение данного словосочетания).
Что же лежит в основе стратегического мышления? Каков глубинный прагматический смысл лидерства, предпринимательства и стратегии? В чем состоит фундаментальный метод преодоления неопределенности?
С нашей точки зрения, это гипотетический образ мысли. Стратегическое мышление — это гипотетическое, или, если использовать русское слово, предположенческое/предполагающее мышление. Это способность выдвигать и проверять гипотезы, или предположения о том, какие возможности могли бы стать действительностью для компании.
Приведу несколько примеров.
- Гипотеза №1 (ритейл). «Компания может увеличить выручку на 20% в течение года, если с каждого существующего клиента будет брать больше денег (больше, быстрее, дороже, чаще)».
- Гипотеза №2 (промышленное производство). «Компания может увеличить прибыль на 6 млн. руб. в год при сохранении текущих объемов производства, если добьется снижения потерь от брака на 10% за счет усовершенствования системы контроля качества».
- Гипотеза №3 (информационные технологии). «Компания может четырехкратно увеличить выручку в направлении программных систем и в среднесрочной перспективе стать доминирующим отраслевым поставщиком, если бесплатно обеспечит своими программными комплексами все профильные вузы и ссузы на территории РФ и сопредельных государств, в дальнейшем используя эти площадки как центры компетенций для проведения экспертных семинаров».
Стратегическое мышление — это способность оперировать подобными бизнес-идеями, подобными финансово-рыночными предположениями. Стратегическое мышление — это мышление в сослагательном наклонении, способность «подняться над ситуацией», способность представить, как можно было бы работать по-другому — и представить это в форме конкретных действий и предполагаемых финансовых результатов. Данная способность свидетельствует о «неукоренности в настоящем», о «сбитости резьбы», о «ренегатности» внутренней динамики человека. И она свидетельствует о всеобъемлющей коммерческой и финансовой жилке в инновационном ходе мысли человека.
Стратегия суть умение «хвататься за еще несуществующее», искусство вызывать к жизни новые финансовые потоки. Как осуществляется данное «хватание»? Путем выдвижения гипотез о возможном.
И еще один важнейший аспект, характеризующий стратегическое мышление — это способность обучаться, способность к опровержению собственных гипотез, к признанию своей неправоты. Стратегическое мышление не просто выдвигает гипотезы, но инициирует проекты развития, или ставит эксперименты. С нашей точки зрения именно в этом, в развитии портфеля экспериментов состоит суть «управления знаниями», или «обучающейся организации». Именно в этом секрет «фабрики инноваций», или «проектного конвейера» в бизнесе, двигатель непрерывного обучения и накопления знаний в человеке и в компании.
Итак, подводя итог, стратегическое мышление — это, во-первых, гипотетический образ мысли (проактивное возможностное мышление), и, во-вторых, экспериментальный образ действия (непрерывное обучение, или непрерывное накопление интеллектуальной собственности).
Именно этот навык необходимо развивать в сотрудниках; именно он является несущей основой и долговременным итогом любого корпоративного стратегического планирования. Проведение стратегической сессии, помимо своих непосредственных результатов, одновременно является и мощнейшим прикладным мастер-классом по стратегическому мышлению для всех участников.
Алексей Пан