Статьи стратегическая сессия

За что я не люблю спиральную динамику

Спиральная динамика завладела умами. Коллеги непрерывно говорят об этом подходе к бизнесу и жизни и волей-неволей заставляют к нему присмотреться — и сформировать собственное мнение. Сразу скажу, что получается ситуация «Солженицына не читал, но осуждаю», ибо ознакомиться с первоисточниками просто не хватает времени. И тем не менее мысли есть, поэтому поделюсь.

Спиральная динамика цепляет какой-то своей упорядоченностью, красочностью, наглядностью. Мне нравится, что она направляет мысль на вещи, на аспекты ситуации, организационной культуры, на которые иначе бы не обратил внимания. Это неплохой эмпирический инструмент, «фреймворк».

Вместе с тем, спиральная динамика кажется абстрактной и субъективной. Почему уровней именно восемь или именно девять (или сколько их?), и почему они именно такие? Что куда относится? Куда относится, например, «закон сохранения энергии»? Это синий уровень, потому что это закон? Или оранжевый, потому что он рационален? Или бирюзовый, потому что он действует глобально? Или бежевый, потому что, не понимая элементарной физики, можно сгинуть? Куда относятся Всеобщая декларация прав человека, антиковидный санитайзер, штраф за превышение скорости, красота, оплеуха, импортозамещение?

Второе мое главное возражение есть возражение против фокуса нашего внимания на культуре как таковой. В одной компании мы провели опрос. Там было три утверждения. Первое утверждение: «Нашей компании нужно поменять методы своей работы». Сотрудники в среднем поставили ему 5 баллов. Второе утверждение: «Моему подразделению нужно поменять методы своей работы». В среднем 3 балла. И наконец: «Лично мне нужно поменять методы своей работы». 1 балл. Да, нам нужно меняться, но только чур не я, — сказали сотрудники. Что такое культура? Культура — это «то, что делают другие». Фокусироваться на этом суть уход от личной ответственности. (По этой же причине не верю в сообщество, в командный подход. Чем более ощущаешь «локоть товарища», тем меньше личная ответственность. «Я не верю в "Битлз", я просто верю в себя», — сказал Джон Леннон.)

Третье. Слишком легко специалисты по спиральной динамике говорят о «дорациональном» в человеке, как будто его существование есть самоочевидность. Не уверен, что так. Скажу иначе. Мы не можем помыслить дорациональное, по определению; как только мы о нем задумались, оно сразу теряет свою дорациональность, ведь мы уже об этом думаем. В человеке — огромная доза рациональной свободной воли.

Четвертое. «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы». Спиральная динамика занимается длительными положительными изменениями, «закладкой будущего», но я, вместе со странствующим учителем из Назарета, не верю в развернутые процессы, в продолжительные спецоперации. Сегодня поступай правильно, а не завтра! Слишком часто наш взор в будущее превращается в бегство из настоящего.

Пятое. Коллеги, специалисты по спиральной динамике говорят о некоем «призовом фонде». Но люди не будут играть в бирюльки! Великое совершается не за деньги и не за призы, но из любви к прекрасному. (Мой коллега Наиль Валеев говорит, что деньги вообще не имеют значения: первоклассный профессионал, заплати ты ему миллион долларов или заплати ему один доллар, в любом случае сделает свою работу превосходным образом, потому что иначе он просто не может.)

Спиральная динамика — это превратный взгляд на вещи.

Какова альтернатива? Альтернатива разговору о разноцветных аспектах ситуации, о том, что делают другие, о дорациональном и о долговременных изменениях — это серьезный разговор о настоящих возможностях, о возможностях настоящего. Что я могу начать делать иначе в понедельник? Правильное личное и командное осмысление этого вопроса меняет все, и меняет быстро. Ведь возможности очень конкретны и объективны: либо я могу что-то начать делать иначе, либо не могу. При таком взгляде на вещи очень сложно сбиться с пути.

Специалисты по спиральной динамике говорят о некоей диалектике «мы» и «я», о направленности «на компанию» и направленности «на человека», но возможностный подход есть направленность «от человека». Человек меняется не ради коврижек и не ради увеселений — но из чистого азарта, из «восторга мышц», из осознания того, что он может поменяться.
Мнение
Made on
Tilda